|
Павлин - пестрое многообразие
мира. Павлин нередко делается олицетворением бесконечного разнообразия,
веселого духа, с которым Бог творил эту землю, развлекаясь как хотел. [bdgs]
Декоративная птица, происходящая из Индии, где она, благодаря роскошному
веерообразному хвосту. считалась символом Солнца. Вместе с китайский фазаном
(который относятся к тому же семейству) были в древней Европе экзотическими
птицами, и, возможно, повлияли на художественное описание легендарной птицы
Феникс.
Солнечный символ, связанный с культом дерева и Солнца. Символизирует бессмертие,
долголетие, любовь. Естественный символ звезд на небе и, как следствие,
вознесения на Небеса и бессмертия. Сияющая слава, бессмертие, величие, неподкупность,
гордость. Сверкающее великолепие хвоста самца павлина - причина сравнения
его с бессмертными богами, а следовательно, с бессмертием. Павлины широко
известны как эмблема величия, королевских полномочий, духовного превосходства,
идеального создания.
Так как змеи в иранской символике считались врагами солнца, полагали, что
павлин убивает змей, чтобы использовать их слюну для создания радужных бронзово-зеленых
и сине-золотых "глаз" на перьях своего хвоста. К этой легенде
добавлялась идея, что мясо павлина не поддается разложению. На Западе павлин
считался истребителем змей, а переливающиеся краски хвостового оперения
приписывались его способности превращать змеиный яд в солнечную субстанцию.
Связан с бурей, поскольку становится беспокоен перед дождем, а его танец
во время дождя отражает символику спирали.
Драгоценные камни, драгоценные металлы и изображения солнечных животных,
таких, как лев или павлин, являлись весьма распространенным украшением тронов.
Таусиным - павлиньим камнем (от персидского "тауси") называли
лабрадорит в Росии за сходство с переливами павлиньего оперения. Петербургская
знать носила кольца, перстни и абакерки из этого камня, а дамы демонстрировали
наряды из переливчатого "таусиного" шелка. Однако "таусиновая
мода" длилась до 1835 года, пока открытие на Украине богатейшего месторождения
лабрадорита не обесценило этот минерал.
Болтливость, чванливость и тщеславие - относительно поздние коннотации.
У миннезингеров эта птица считалась воплощением и олицетворением надменности,
заносчивой гордости ("Он ходил горделиво туда и обратно, совсем как
павлин", Гуго Тримбергский). Известны высказывания типа "ворона
в павлиньих перьях" - присваивать чужие достоинства, пытаться занять
незаслуженно высокое положение.
ИСЛАМ
На Востоке курдской сектой езидов ("поклонники дьявола") павлин
рассматривается как Мелек Таус (царь Павлин), посланник Бога: В декабре
в течение 3 дней йезиды соблюдают дневной пост. Ежегодно организуются
процессии, участники которых несут большое медное изображение павлина,
олицетворяющего Малаки-Тауза - носителя активного начала в мире и в то
же время падшего ангела. Вера йезидов запрещает употребление в пищу мяса
петуха, так как он имеет сходство с павлином, а также "каввали"
(носящие изображения павлина во время религиозных процессий, а также занимающиеся
обучением детей и следящие за соблюдением религиозных обрядов
В исламской традиции павлин считается символом космоса или наибольших
из видимых небесных тел, - Солнца и Луны. Как следствие, в декоративном
искусстве единство противоположностей (солнце в зените рядом с полной
луной) изображалось в виде двух павлинов по сторонам Космического (Мирового)
древа, или Горы. Это изображение, пришедшее к мусульманам из древней Персии,
впоследствии проникло через Испанию на Запада.
По мнению (6) - означает психическую двойственность человека (соотносящуюся
с мифом Близнецов), черпающую жизненную силу из принципа единства.
В Персии шахский двор назывался "трон Павлина"
В Иране павлины, стоящие с двух сторон Древа Жизни, означают дуализм и
двойственную природу человека. Символизирует также царскую власть: трон
персидских шахов назывался "павлиньим троном". Ислам: свет,
который "увидел самость, как павлина с распущенным хвостом".
Глаз павлина ассоциируется с Оком Сердца.
-
АНТИЧНОСТЬ
Через Вавилонию. Персию и Малую Азию она достигла Самоса и стала там священной
птицей в храме Геры. В 5 в. до н.э. в Афинах павлины как экзотическая
редкость показывались за деньги, а во 2 в. до н.э. в Риме они являлись
священными птицами Юноны.
Древняя Греция: солнечный символ, символ бога-птицы Фаона "трясущегося".
Первоначально - атрибут Пана, затем заимствованный Герой как символ звездного
свода. Глаза Аргуса были разбросаны Герой по его хвосту.
В античном мире павлин считался священной птицей древнегреческой богини
Геры (в римской мифологии Юноны), которая, согласно легенде, подарила
ему тысячу глаз погибшего всевидящего Аргуса. Гера перенесла глаза А.
на оперение павлина (Ovid. Met. I 624- 723). её изображают в той же обстановке,
выходящей из своей колесницы, которую везут павлины. Воздух Юнона и павлин
Юнона взлетающая, с кузнечными мехами, подвешенными к её ногам Иксион.
Обычно он изображается привязанным к колесу, но его также можно видеть
и обнимающим псевдо-Юнону. В последнем сюжете Юпитер и настоящая Юнона
со своим павлином взирают на происходящее.
Ее атрибутом является ПАВЛИН (см. ниже), который в античную эпоху был
священным для нее; пара павлинов везет её колесницу. В аллегориях ЧЕТЫРЕХ
ЭЛЕМЕНТОВ она персонифицирует Воздух, поскольку однажды была подвешена
в небе на золотой веревке, а к её нбгам были привязаны наковальни - наказание
Юпитера за её ослушание ("Илиада", 15:18-21). Юнона и павлин.
Заключительная сцена в истории с ИО. Стоглазый великан Аргус, которого
Юнона послала стеречь Ио, был убит Меркурием. В память об Аргусе Юнона
взяла его глаза и поместила их на хвосте своего павлина ("Мет.",
1:721 - 724). Художники барокко изображают Аргуса, лежащего мертвым, рядом
с ним его пастушеский посох, вокруг рассыпаны его глаза. Амуры подбирают
их и передают Юноне, которая располагает их на хвосте павлина.
В Древнем Риме павлин считался эмблемой императрицы и её дочерей, обозначает
апофеоз На римских монетах Тогда как орел был птицей императора, обозначает
триумф победителей (8).
Когда известность этой птицы достигла Средиземноморья, она стала эмблемой
не только воскрешения (как в раннехристианской иконографии), но также
и звездного небесного свода и, как следствие, всеединства и взаимосвязанности.
Когда все сто глаз Аргоса закрылись, Гермес внезапно выхватил меч и отсек
стоокую голову уснувшего великана. А Гера перенесла его глаза на оперение
павлина. Гера превратила его в павлина или разукрасила его глазами павлиний
хвост.
-
ИНДУИЗМ
Индуизм: иногда - верховое животное Брахмы; на павлине ездят также Лакшми
и бог войны Сканда-Карттикея; когда верхом на нем сидит бог любви Кама,
это символизирует нетерпеливое желание. Павлин - мблема богини мудрости,
музыки и поэзии Сарасвати.
В древних культурах Индии и позже в Иране этот великолепный хвост стал
с имволом всевидящего солнца и вечных космических циклов. В индуистской
мифологии рисунок его крыльев, напоминающий бесчисленные глаза, считается
представляющим звездное небо (50). Павлин сопровождает некоторых индуистских
богов, например, Сарасвати (богиню мудрости, музыки и поэзии), Каму (
богиню сексуальных желаний) и бога войны Сканда (который также мог превращать
яд в эликсир бессмертия). ассоциировался с троном индуистского бога Индры
Картикейя Бог войны Картикейя тоже создан Шивой. У него есть также имена
Сканда или Кумара (юноша). Он никогда не женится, ведь его женская половина
(каумари) - не что иное, как войско богов. Картикейя путешествует на павлине
- символе могущества, а на знамени у него - петух, приветствующий новое
утро.
Некоторое противоречие можно усмотреть в том, что индийский Марс, бог
войны Картикейя, сын мудрого Шивы, скачет на павлине, однако на самом
деле никакого противоречия тут нет: если вчитаться в древние индийские
книги, посвященные военному искусству, мы увидим, что войны тогда не были
средством массового истребления людей, какими стали войны XX века - скорее
это были турниры, нечто подобное рыцарским состязаниям в Европе.
Эти состязания старались сделать как можно более пышными и зрелищными.
Нередко, как если бы все протекало по заранее подготовленному сценарию,
кровавая схватка между представителями насмерть враждовавших родов завершалась
вдруг обручением юноши и девушки из обоих кланов и праздником, который
мог длиться неделями.
Лишь мрачный аскет, для которого весь мир только "юдоль печали"
и "разврат", для которого жить па этом свете уже само по себе
казалось дьявольской хитростью, мог усмотреть в павлине отрицательный
символ. [bdgs]
В индийской мифологии, когда Кришна и Радха - две ипостаси бога Вишну
- танцуют и забавляются в вечной радости любви, на них смотрят павлины.
Существуют культовые игрушки, например: Кришна и Радха качаются на качелях,
а на столбах качелей мы снова видим павлинов. Пестрый павлин словно говорит
нам: как бы тяжела ни была жизнь, какие неприятные сюрпризы она бы нам
ни приносила, это неизбежно, надо находить радости в жизни и верить, что
её многообразие позволит всегда найти положительную грань. При индийском
дворе павлин всегда сопровождал изображение обоих божеств - Кришны и Радхи
- и был символом образцовой жизни в любви и красоте.
Сочный цвет изумруда как выражение жизни, молодости и чистоты, и, по словам
индийских преданий, "подражает цвету шеи молодого попугая, молодой
травке, водяной тине, железу и рисунку из хвоста павлина".
На востоке Индии считалось, что павлинье перо приносит несчастье - "глаз"
в пере является символом зла. По этой причине камни с такими названиями,
как кошачий глаз, тигровый глаз или oculus Beli, всегда вызывают определённый
странный интерес.
-
БУДДИЗМ
На павлине или павлиньем троне обычно восседает Авалокитешвара (Гуань-инь
в Китае) - один из наиболее почитаемых бодхисатв буддийской мифологии,
олицетворение сострадания, правитель буддийского рая на Западе, согласно
китайской традиции. Будучи постоянным атрибутом этого дхьяни-будды, павлин
сам по себе символизирует сострадательную предусмотрительность, нередко
соотносится с западом.
Буддизм: сострадание и бдительность. Веер из павлиньих перьев - - атрибут
Авалокитешвары, отождествляемого также с Гуань-инь и Амитабхой, как символ
сострадания.
-
ДАОСИЗМ
--
-
ЯПОНИЯ
Японский боддхисаттва Кудзяку-Мае всегда сидит на павлине.
-
ЮГО-ВОСТОЧНАЯ АЗИЯ
В Юго-Восточной Азии "танец павлина" отражает оригинальную идею
о солнечном символизме этой птицы, её образная "смерть" должна
вызывать дождь.
-
ХРИСТИАНСТВО
Христианство: бессмертие, воскресение, душа, прославленная перед Господом,
поскольку павлин обновляет своё оперение, а его мясо считалось непортящимся.
"Сто глаз" всевидящей Церкви. Символизирует также святых, поскольку
его хвост напоминает нимб. Павлин, сидящий на сфере или державе, олицетворял
способность подняться над мирскими вещами.
В романском искусстве одно из особенно часто встречающихся животных (наряду
с быком, орлом, заяцем, львом, петухом, журавлем, богомолом (кузнечиком)
и куропаткой (50). В христианском искусстве павлин используется в качестве
символа бессмертия.
В раннем христианстве предпочтение отдавалось позитивным толкованиям павлина.
Его мясо считалось нетленным (символ Христа в гробу), потеря перьев и
их новое отрастание весной равным образом рассматривались как символ обновления
и воскресения. павлинье мясо вплоть до Нового времени считалось пищей,
придающей силы больным.
Довольно часто павлин представлялся на изображениях грота в Вифлееме,
где родился Христос: два павлина, которые пьют из одной чаши, указывают
на духовное возрождение, Именно в этом значении он присутствует в сценах
рождества Христова. Павлины иногда появляются в христианском искусстве
в сценах Рождества или пьющими из кубка - в обоих случаях как символ вечной
жизни.
"Глаза" павлинов понимались как указание на божественное всеведение,
"Тысячи глаз" на павлиньем хвосте иногда используются в качестве
символа "всевидящей" Церкви. Продолжала действовать и античная
народная вера, согласно которой кровь павлина изгоняет демонов. с крыльями
херувимов, которые поддерживают трон Иеговы. а херувимы нередко обнаруживают
четыре крыла из павлиньих перьев.
С другой стороны, христианская доктрина смиренной жизни привела к тому,
что грехи гордости, роскош и и тщеславия стали отождествлять с образом
павлина (эта традиция берет начало в текстах II в. н. э. "Психологус").
Поэтому в западном искусстве павлин чаще всего является персонификацией
Гордости. Негативные черты отмечаются в тексте раннехристианского "Физиологуса",
где павлин:
расхаживает, с удовольствием глядит сам на себя и потряхивает своим оперением,
важничает и высокомерно взирает вокруг себя. Но если он посмотрит на свои
лапы, он гневно вскрикнет, так как они не соответствуют остальному его
облику.
Если христианин, таково символическое толкование, увидит свои достоинства,
он, возможно, возликует;
но когда ты увидишь свои ноги, а именно: свои изъяны, тогда обратись с
жалобой к Богу и возненавидь несправедливость, как павлин ненавидит свои
лапы, чтобы ты явился перед (небесным) женихом оправданным.
Этим запускается в обращение обычное для сегодняшнего дня символическое
значение, которое со времен средневековых "Бестиариев" делает
павлина птицей, символизирующей тщеславие, роскошь и высокомерие (надменность).
Когда хвалят павлина, то он поднимает и распускает свой хвост, как и иной
проповедник при похвале льстецов в тщеславном величии превозносит свой
дух. Если он поднимает свой хвост, то его зад оголяется, и он становится
посмешищем, когда он заносчиво чванится. Значит, павлин должен держать
свой хвост низко, чтобы все, что делает учитель, смиренно исполнить.
[Унтеркирхер]
В эпоху барокко на изображениях сцен крестного пути на Голгофу Иисус,
лишенный своих одежд, искупает за людей грех тщеславия, которое представлено
помещенным рядом павлином.
Частым атрибутом Св. Варвары служит павлинье перо, которое указывает на
Гелиополь, город, в котором она родилась. Считается, что именно в этом
городе возрождается из пепла мифическая птица феникс, но незнание того,
как мог выглядеть феникс привело к его замене павлином.
-
АЛХИМИЯ
"... гностики, которые на пороге средневековья пытались раскрыть
тайны божьего промысла (и в результате впоследствии почти все обратились
в ересь), выбрали павлина как выражение своих мистико-философских откровений".
Если внимательно приглядеться к его оперению, мы найдем 365 различных
красок. Стало быть, это космологическая птица, ведь Василид различал 365
различных небес (по числу дней в году).
Интересно, что яйцо павлина бледно и невзрачно. И вот оно - чудо! Из ничего
рождается радуга - то семя, спрятанное в яйце, ищет себе выход. Так же,
как яйцо павлина становится ярким и красочным, будучи оплодотворенным
семенем павлина-петуха, так и мир нуждается в божьем семени, чтобы стать
привлекательным.
[В. Шульц]
[bdgs]
Переливающийся красками павлинии хвост в некоторых текстах и изображениях
считается признаком намечающегося превращения низших субстанций в высшие.
Иногда - символ неудачного процесса, который приносит с собой только шлак
(caput mortuum - мертвая голова).
В мистической последовательности времен суток павлин соответствует сумеркам
(50).
-
ГЕРАЛЬДИКА
В геральдике павлин выступает лишь иногда (например, гербовая фигура графов
фон Вид, шлем-сокровище графов фон Ортенбург, павлиний хвост как шлем-сокровище
эрцгерцогов Австрии, павлинье опахало как украшение гербовых шлемов князей
фон Шварценберг, графов фон Хеннеберг и др.), причем, естественно, здесь
предполагалось позитивное толкование образа павлина (воскресение, сияние).
Отсюда, с Востока, пришло в Европу изображение павлина либо просто павлинье
перо в шляпе рыцаря как символ его высоких нравственных помыслов.
-
ПСИХОЛОГИЯ
Соотношение лебедь/арфа, соответствующее оси вода/огонь, обозначает меланхолию
н страсти, самопожертвование, путь трагического искусства и мученичества.
Напротив, соотношение павлин/лютня, сопряженное с парой земля/огонь, возможно,
является репрезентацией логической мысли (50).
-
КИТАЙ
У китайцев большинство птиц, в частности журавль, павлин, петух - солярны
и относятся к области ян, символизируя долголетие и хорошую судьбу. Часто
асоциируется с пионом - одним из немногих янских цветов, обладающим также
солярной символикой и связанным с императорской символикой. Но многое
в толковании было заимствовано из индийского региона: павлин олицетворяет
красоту и достоинство, изгоняет злые силы и танцует при виде прекрасных
женщин. Эмблемой династии Минь. Как отличительный знак маньчжурского императора
перья павлина выставлялись в вазах. В китайском саду также содержались
павлины.
Китай: достоинство, высокий ранг, красота. Атрибут Гуань-инь и Сы ВанМу.
Перо павлина вручалось при получении высокого ранга за заслуги и означало
благосклонность императора. Эмблема династии Мин.
-
ЭМБЛЕМАТИКА
Павлин, демонстрирующий свой хвост.
Мною должны восхищаться.
Символ щеголя, любящего ярко и пестро одеваться и не зарекомендовавшего
себя никакими другими качествами. Вся его забота и интерес - показывать
свою кричащую экипировку. [EMSI,таб.18-8,с.179]
Павлин с распущенным хвостом.
Он любит показывать яркость сооего оперения.
"Символ демонстрирующей себя гордыни. Особенно это относится к женщинам,
любящим наряды и украшения.
Одевать красивую одежду
Для женщин так же естественно,
Как для павлина распускать свой хвост.
[EMSI,таб.23-13,с.201]
Пытающийся петь павлин с распущенным хвостом.
Я должен молчать, чтобы быть приятным.
"Символ щеголя, который яркостью своего наряда может, подобно павлину,
сойти за нечто выдающееся, но когда он открывает рот, то сразу оказывается
смешным". [EMSI,таб.22-15,с.197] .
Август, - восьмой месяц года, получивший своё название от имени римского
иператора, персонифицируется в виде "старого человека, держащего
при устах чашу с прохлаждающим напитком и опахало, из павлиньих перьев.
..." [EMSY §195]
В аллегорическом искусстве павлин, - одно из животных которые ассоциируются
с тщеславием наряду с обезьяной и, реже, бабочкой.
Бдительность иногда символизируется изображением павлина из-за "глаз"
на его хвосте. Изображения глаза и звезд как источников света, тесно связанные
с символикой павлина, и сами по себе служат знаками бдительности.
Павлиний хвост, в частности, появляется в восемьдесят четвертой эмблеме
"Символического искусства" Босх(иуса)а в качестве символа смешения
всех цветов, а также идеи целого (32). Этим объясняется, почему в христианском
искусстве он выступает как символ бессмертия (20) и нетленной души (6).
В западном искусстве мудрость, в частности, связывали с золотым и голубым
цветом, а также и павлином.
Гордыня обычно изображался в виде женщины с павлином. Другие атрибуты
гордыни - петух, падший ангел; также имеют символические пересечения с
образом павлина.
o Moorish ткань с вытканными на ней павлинами.
Их сопровождают единорог и арабская надпись " Совершенные благословения!"
[dkes] / Текстиль / Испания (Андалузия) / XII в. / -- / © / [dkes с.хх]
|
|