Peter Greif На главную К списку на букву "К" Simbolarium
SIMBOLARIUM |Кентавр

Синонимы

-- /

Этимология


--

Смотри


--

Смотри также


--

Символизирует


--

Символизируется


--

Дефиниция или общая информация

--
Предыдущая статья по алфавиту

PREW

Следующая статья по алфавиту NEXT
Иллюстрации ABB
Поиск по сайту FIND
Черновые заметки

ZAMET

ZAMET

Черновые заметки
Этим символом представлена низшая природа человека, его звериная натура, соединенная с более высокой природой, человеческими достоинствами и способностью суждения; свирепый и добрый аспекты человеческой природы и конфликт между этими противоположностями. Лошадь (см. ) олицетворяет мужскую солярную силу и является подножием для поднимающегося духа человека. Это комбинация слепой силы и направляющего духа. В христианстве кентавр символизирует чувственность, страсти, адюльтер, жестокую силу, человека, разрываемого
между добром и злом, животную и духовную натуры, еретика, инкарнацию дьявола. Лук и стрелы - огненные дротики зла. В Древней Греции кентавр Хирон, воспитавший Ахилла, олицетворял мудрость. Кентавры иногда сопровождают Диониса (Вакха).

Со стрелой и опущенным луком - зодиакальный Стрелец.
В греческой мифологии один из породы тех, кого Гомер назвал "дикими животными", Большинство из них грубы, пьяны и распутны. Они фигурируют в некоторых образцах раннего греческого искусства,. а также в скульптуре и рельефах классического периода. В связи с этим символически они представлялись олицетворением грубой природной силы и господства инстинктов, так как в них животная природа лишь несовершенно укрощается человеческим компонентом.
Они могут происходить от примитивных и, по-видимому, варварских скотоводов Фессалии, которые пасли свои стада верхом на лошадях. Места эти были центром коневодства в античную эпоху.
Их происхождение толкуется как образ-воспоминание о первом нашествии народов-всадников из южноазиатских степей, которые повергли оседлых жителей средиземноморских стран в состояние ужаса (аналогично индейцы Центральной Америки толковали скачущих на лошадях испанских завоевателей сначала как зверочеловеческие смешанные существа).
Их изображают с головой и торсом человека, а корпусом - коня. смешанные существа, у которых круп и ноги лошади, а торс и голова - человеческие (мужские); со времен греческой античности являются символом двойственности. Кентавры (они назывались также гиппокентаврами)
Они были потомками Иксиона.
Для гуманистов Ренессанса кентавры олицетворяли низменную, часто животную природу и противопоставлялись высшей мудрости, которую являла собою Минерва. Кентавров часто можно видеть в свите Бахуса.
Хирон, кентавр-учитель Ахиллеса, был знаменит своей ученостью. Напротив, в античности некоторым кентаврам приписывались и положительные качества, в первую очередь именно благодаря их единству с природой. Такие герои, как Ясон и Ахилл, были в юности воспитанниками и учениками мудрого кентавра Хирона, который познакомил их с целебными травами. Золототысячник (Centaurium) получил свое название от этого благодетельного получеловека-полулошади, который из-за ошибки Геракла был сражен его отравленной стрелой, отказался в пользу Прометея от бессмертия и в конце концов переселился на небо в виде созвездия Стрельца. Греческий род врачей ведет свое происхождение от этого благородного кентавра.
часто изображались в Элладе как враги лапифского племени, фессалийского горного народа, у которого полулюди-полулошади в состоянии опьянения пытались похитить женщин (см. Дикие люди). Битва лапифов с кентаврами; Похищение Гипподамии, Кровавая битва, описанная Овидием с множеством подробностей ("Мет.", 12:210-2^5). Лапифы, миролюбивые жители Фессалии, праздновали бракосочетание своего царя Пирифоя с Гипподамией.На пиршество были приглашены кентавры, но скоро они стали вести себя неподобающим образом. Один из них, Эврит, захмелевши, решил похитить невесту, но тут же завязалась жестокая битва, в которой оружием оказались бокалы для питья, ножки столов, оленьи рога - фактически все, что было под рукой. Кровь и размозженные головы были повсюду. В конце концов, благодаря главным образом Тесею, другу Пирифоя, оказавшемуся среди гостей, кентавры были изгнаны. Для древних эллинов, так же как и в эпоху Ренессанса, этот сюжет символизировал победу цивилизации над варварством. Он использовался для украшения греческих храмов, в частности метоп Парфенона (так называемые "Мраморы Эльджина"). Он был популярен у художников барокко. Гипподамия сражается, зажатая в тиски Эвритиона, окруженная другими яростно воюющими персонажами, среди обломков пиршеских столов. Воин в доспехах, размахивающий мечом, может быть Тесеем.
Использовался в христианском искусстве как символ необузданных страстей и излишеств, и более того, как символ прелюбодеяния. Кроме того, этот зверь служил олицетворением грубой силы и мести. В раннехристианском "Физиологусе" кентавр трактуется как символ еретика, который хоть и знает учение христианства, но применяет его неверно и тем самым остается двойственным. В средневековой символике кентавр, поскольку он не преодолел свою животную природу, считается противоположностью благородного рыцаря, а часто также - олицетворением порока высокомерия. Он стал символом еретика, а его фигура стала выражением двойственного человека, разрывающегося между добром и злом. Иногда кентавра изображают с луком и стрелой, что символизирует необузданный характер нечестивого человека.
Кентавра часто можно видеть на изображениях сцен жизни Св. Антония Египетского, ибо, согласно легенде, это мифическое животное указало Антонию в пустыне дорогу к Св. Павлу Отшельнику.
В астрологической символике девятый знак зодиака Стрелец изображается как стреляющий из лука кентавр (см. Звезды), это "знак огня", который придает рожденным под его эгидой такие качества, как целеустремленность, наступательность, энергичность и стремление к свету, силе и власти.
См.т.ж. Аполлон; Геркулес.
Кентавры: Борьба кентавров и лапифов. Фриз Парфенона. Афины, ок. 445 г.до н.э.
Кентавры: Смешанное существо в мозаике на полу. Палестина,
Минотавр в виде кентавра в борьбе с Тесеем. Иллюстрация к книге Плутарха "Сравнительные жизнеописания". Венеция, 1496 г.


Peter Greif / March 3, 2006 20:01

[email protected]