|
Этим символом представлена низшая
природа человека, его звериная натура, соединенная с более высокой природой,
человеческими достоинствами и способностью суждения; свирепый и добрый аспекты
человеческой природы и конфликт между этими противоположностями. Лошадь
(см. ) олицетворяет мужскую солярную силу и является подножием для поднимающегося
духа человека. Это комбинация слепой силы и направляющего духа. В христианстве
кентавр символизирует чувственность, страсти, адюльтер, жестокую силу, человека,
разрываемого
между добром и злом, животную и духовную натуры, еретика, инкарнацию дьявола.
Лук и стрелы - огненные дротики зла. В Древней Греции кентавр Хирон, воспитавший
Ахилла, олицетворял мудрость. Кентавры иногда сопровождают Диониса (Вакха).
Со стрелой и опущенным луком - зодиакальный Стрелец.
В греческой мифологии один из породы тех, кого Гомер назвал "дикими
животными", Большинство из них грубы, пьяны и распутны. Они фигурируют
в некоторых образцах раннего греческого искусства,. а также в скульптуре
и рельефах классического периода. В связи с этим символически они представлялись
олицетворением грубой природной силы и господства инстинктов, так как
в них животная природа лишь несовершенно укрощается человеческим компонентом.
Они могут происходить от примитивных и, по-видимому, варварских скотоводов
Фессалии, которые пасли свои стада верхом на лошадях. Места эти были центром
коневодства в античную эпоху.
Их происхождение толкуется как образ-воспоминание о первом нашествии народов-всадников
из южноазиатских степей, которые повергли оседлых жителей средиземноморских
стран в состояние ужаса (аналогично индейцы Центральной Америки толковали
скачущих на лошадях испанских завоевателей сначала как зверочеловеческие
смешанные существа).
Их изображают с головой и торсом человека, а корпусом - коня. смешанные
существа, у которых круп и ноги лошади, а торс и голова - человеческие
(мужские); со времен греческой античности являются символом двойственности.
Кентавры (они назывались также гиппокентаврами)
Они были потомками Иксиона.
Для гуманистов Ренессанса кентавры олицетворяли низменную, часто животную
природу и противопоставлялись высшей мудрости, которую являла собою Минерва.
Кентавров часто можно видеть в свите Бахуса.
Хирон, кентавр-учитель Ахиллеса, был знаменит своей ученостью. Напротив,
в античности некоторым кентаврам приписывались и положительные качества,
в первую очередь именно благодаря их единству с природой. Такие герои,
как Ясон и Ахилл, были в юности воспитанниками и учениками мудрого кентавра
Хирона, который познакомил их с целебными травами. Золототысячник (Centaurium)
получил свое название от этого благодетельного получеловека-полулошади,
который из-за ошибки Геракла был сражен его отравленной стрелой, отказался
в пользу Прометея от бессмертия и в конце концов переселился на небо в
виде созвездия Стрельца. Греческий род врачей ведет свое происхождение
от этого благородного кентавра.
часто изображались в Элладе как враги лапифского племени, фессалийского
горного народа, у которого полулюди-полулошади в состоянии опьянения пытались
похитить женщин (см. Дикие люди). Битва лапифов с кентаврами; Похищение
Гипподамии, Кровавая битва, описанная Овидием с множеством подробностей
("Мет.", 12:210-2^5). Лапифы, миролюбивые жители Фессалии, праздновали
бракосочетание своего царя Пирифоя с Гипподамией.На пиршество были приглашены
кентавры, но скоро они стали вести себя неподобающим образом. Один из
них, Эврит, захмелевши, решил похитить невесту, но тут же завязалась жестокая
битва, в которой оружием оказались бокалы для питья, ножки столов, оленьи
рога - фактически все, что было под рукой. Кровь и размозженные головы
были повсюду. В конце концов, благодаря главным образом Тесею, другу Пирифоя,
оказавшемуся среди гостей, кентавры были изгнаны. Для древних эллинов,
так же как и в эпоху Ренессанса, этот сюжет символизировал победу цивилизации
над варварством. Он использовался для украшения греческих храмов, в частности
метоп Парфенона (так называемые "Мраморы Эльджина"). Он был
популярен у художников барокко. Гипподамия сражается, зажатая в тиски
Эвритиона, окруженная другими яростно воюющими персонажами, среди обломков
пиршеских столов. Воин в доспехах, размахивающий мечом, может быть Тесеем.
Использовался в христианском искусстве как символ необузданных страстей
и излишеств, и более того, как символ прелюбодеяния. Кроме того, этот
зверь служил олицетворением грубой силы и мести. В раннехристианском "Физиологусе"
кентавр трактуется как символ еретика, который хоть и знает учение христианства,
но применяет его неверно и тем самым остается двойственным. В средневековой
символике кентавр, поскольку он не преодолел свою животную природу, считается
противоположностью благородного рыцаря, а часто также - олицетворением
порока высокомерия. Он стал символом еретика, а его фигура стала выражением
двойственного человека, разрывающегося между добром и злом. Иногда кентавра
изображают с луком и стрелой, что символизирует необузданный характер
нечестивого человека.
Кентавра часто можно видеть на изображениях сцен жизни Св. Антония Египетского,
ибо, согласно легенде, это мифическое животное указало Антонию в пустыне
дорогу к Св. Павлу Отшельнику.
В астрологической символике девятый знак зодиака Стрелец изображается
как стреляющий из лука кентавр (см. Звезды), это "знак огня",
который придает рожденным под его эгидой такие качества, как целеустремленность,
наступательность, энергичность и стремление к свету, силе и власти.
См.т.ж. Аполлон; Геркулес.
Кентавры: Борьба кентавров и лапифов. Фриз Парфенона. Афины, ок. 445 г.до
н.э.
Кентавры: Смешанное существо в мозаике на полу. Палестина,
Минотавр в виде кентавра в борьбе с Тесеем. Иллюстрация к книге Плутарха
"Сравнительные жизнеописания". Венеция, 1496 г.
|
|