Peter Greif На главную К списку на букву "К" Simbolarium
SIMBOLARIUM |Круг

Синонимы

-- /

Этимология


--

Смотри


--

Смотри также


--

Символизирует


--

Символизируется


--

Дефиниция или общая информация

--
Предыдущая статья по алфавиту

PREW

Следующая статья по алфавиту NEXT
Иллюстрации ABB
Поиск по сайту FIND
Черновые заметки

ZAMET

ZAMET

Черновые заметки

Окружность. //Кто сможет меня измерить? символ вечности Время пронизывает множество пространств И заканчивается там же, где и началось. [СЭ-II,таб.24-12,с.203]

 

Символ соразмерного ограничения, видимого мира, точности (25), а также внутреннего единства всей материи и вселенской гармонии в учении алхимиков. Заключенные в окружность существа, предметы и фигуры имеют двойное значение: изнутри это представляется как ограничение или определение, а снаружи - как защита их физического и психологического мира от вторжения чужеродного духа, представляющего опасность как эквивалент хаоса, но чаще всего это означает размывание границ и разрушение (32). Движение по окружности, один из основных символов у гностиков, изображаемый фигурами дракона, змеи или рыбы, кусающими свой хвост, служит обозначением времени. Уроборос (круг, образуемый кусающим свой хвост драконом) обнаружен в Codex Marcianus (II в.), а также в древнегреческом представлении о Hen to Pan (единое во всем), которое объясняет, как его значение охватывает все циклические процессы (единство, множественность, возвращение к единству; эволюцию и инволюцию; рождение, рост увядание, смерть, и т.п.). Алхимики восприняли этот гностический символ и применили его для обозначения процессов символического "делания" человеческой судьбы (32). В дальнейшем, благодаря качествам своего движения, а равно и своим очертаниям, круговорот получил значение того, что привносится в существование, активизирует и оживляет все силы, участвующие в рассматриваемом процессе, пронизывая его, включая и те из них, которые при других обстоятельствах противостояли бы друг другу. Как мы уже видели, таково основное значение китайского знака Ян-Инь (30). Любая картина времени имеет то или иное отношение к окружности, как, например, средневековая картина года.
Символ ограничения, мир в явлении, заключение, вращение, движение. Представлена числом девять. См. числа.
Окружность.
Кто сможет меня измерить? символ вечности Время пронизывает множество пространств И заканчивается там же, где и началось. [EMSI 24-12,с.203]


непрерывное развитие мироздания
Первые люди использовали круг как символ годовых сезонных циклов, обозначаемых гортанными звуками, при артикуляции которых рот принимал кольцеобразную форму: например, сохранившиеся и по сей день
* Пульке - алкогольный напиток из сока молодой агавы.- Примеч. перев.
во французской фонетике on [б], оеп[С&\, агп [Ъ],- от которых произошли греческое ennos (год), римское - ап-nulus (кольцо) и ассирийское - Ану (бог неба).
Символика круга имела тройное значение: круговорот жизни, временной цикл и божественное начало. О Если центром является точка, откуда берет начало движение и, в более широком смысле, сама жизнь, то круг - это "развитие" центральной точки, расширение во всех смыслах, цикличное повторение времен года, жизни, смерти, дня, ночи и т.д.
о Круг заключает в себе идею движения и воплощает временной цикл, вечный круговорот всего сущего: хоровод планет вокруг Солнца (зодиакальный круг), который находит отражение в кругоподобных храмах, арене, цирке, в круговом танце дервишей, в магическом передвижении арабских паломников вокруг Каабы, буддистов вокруг ступы, священника с кадилом вокруг алтаря,- символизирующих участие в великом ритме Вселенной. О Символ Совершенства в исламе, Божества и Света в Египте, круг, выражающий идею отсутствия начала и конца, символизирует Вечность в образе змеи (символ жизни), кусающей собственный хвост,- это не что иное, как Уроборос, воплощение следующей формулы: Единое есть Целое" некая Универсальная Субстанция, разреженная до неощутимого, образующая сокровенную Сущность вещей, нематериальную основу всего вещественного мира."
О Символ Солнца в астрологии, олицетворение порождающей силы солнца (кнеф, или крылатый диск у египтян); идея круга выражается в замкнутых кольцеобразных шествиях, ритуалах поклонения и помощи Солнце-богу, отвечающих необходимости оказать содействие Всевышнему в трудные периоды его годового цикла: солнцестояния, равноденствия, затмения. О Круг - это также "ноль" нашей нумерации, обозначающий потенциальные возможности, эмбрион. Круг, имеющий центральную точку, является воплощением "проявленной сущности", гармонии, порядка Космоса - и имеет предметную соотнесенность с колесом.
201

г
О Круг, как средство защиты, обладает магическим значением и символизирует непреодолимое пространство, заключающее в себе или отгоняющее злых духов: в Китае известковый круг, описанный вокруг костра, на котором сжигают заключенных в сосуд злых духов, означает крепость, лишенную выхода, откуда невозможно убежать; а земляной вал вокруг могил служит для отпугивания духов" крадущих приношения, предназначенные для умерших.
Китайцы носят амулеты в виде обруча из золота, снабженного широкой защелкой, называемой застежкой долгой жизни и означающей, что дух долголетия и счастья находится в безопасности ("закрыт на замочек") и будет и впредь посылать благодеяния тому, кто его носит. Такие висячие замки счастья из золота или серебра дарят новорожденным на 19-й день второго лунного месяца, День рождения Будды.
О Близки магическому кругу: цепочки защиты, вычерчиваемые магами вокруг людей или растений, наделяющие последних сверхъестественными свойствами и охраняющие от вредных влияний; круги заклинания духов, содержащие магические слова для вызывания добрых духов; круг, которым очерчивает себя маг во время определенных ритуалов и заклинаний. О В Японии шименава (священная веревка из рисовой соломы, которая в мифологии препятствует окончательному исчезновению солнца) выполняет аналогичную функцию: в целях защиты ее набрасывают на предметы (деревья, священные холмы), здания и участки, предназначенные под строительство, а возложение шименава - это впечатляющая ритуальная церемония. Священные веревки вешают над входом в частные дома или храмы под Новый год.
О Отметим также волшебное кольцо, которое носили маги или кудесники, чтобы защитить свои пальцы от опасных влияний, и которое является предшественником современных перстней, браслетов, диадем, чье назначение, кроме всего прбчего, состояло в обеспечении связи между телом и душой; связи, необходимой 202
для выживания человека (с его смертью они снимались, чтобы дать душе возможность вознестись на небо). О Киилкор (круг для медитации) тибетских лам тоже является магическим инструментом: он очерчивает духовные флюиды и мандалу - цветную диаграмму, нарисованную на ткани, бумаге, металле или земле, в центре которой расположена торма (маленькая пирамидка), символизирующая Божество.
О Приснившийся круг является воплощением Я и указывает на завершение процесса индивидуации, эволюции личности в направлении обретения целостности.
О Пространственным аналогом круга является сфера. Согласно герметистам, Бог являет собой сферу, центр которой находится не только на небе, но повсюду - на земле и даже в подземном мире. Такая концепция близка египетскому делению мира на три части: Небо, Земля, Дуат. О Сфера символизирует также психическую активность.

Круг Универсальный символ Означает целостность, непрерывность, первоначальное совершенство Округлость священна как наиболее естественное состояние, содержащее самость, неявленное, бесконечное, вечность Это время, заключающее в себе пространство и отсутствие времени, как отсутствие начала и конца, пространства, верха и низа
Как циркулярность и сферичность это отрицание времени и пространства, но означает также возвращение, возвратное движение Это небесное единство, солярные циклы, всякое цикличное движение, дина мизм, бесконечное движение, завершение, исполнение Бог "Бог есть круг, центр которого везде, а окружность - нигде" (Гермес Трисмегист) В качестве Солнца - это мужская сила, но как душа или психэ и как символ вод окружающих - это принцип женственный и материнский Круглое или бесконечное сим волизирует женственность, как про тивопоставление связанной грани цами прямой мужественной отцов ской созидательной силе Круг также олицетворяет Драгоценную Жемчужину (см жемчуг) Небольшие кружки на жертвенных сосудах час то представляют собой жертвенную облатку, хлебец Типичное число для круга - десять (см числа), которое имеет единицу как центр и девятку как число, представляющее окружность Круг - это форма кочевых шатров и поселений, символизирующая динамизм и бесконечное движение в противовес квадратам домов, участкам земли и городам оседлых и зерносеющих народов Некоторые цветы, например, лилия, роза и лотос ассоциируются с кругом и разделяют большую часть его символизма Круг с точкой в центре олицетворяет полный цикл и возобновляющееся совершенство, разрешение всех возможностей в существовании В астрологии круг символизирует Солнце, в алхимии - Солнце и золото Круг - символ всех солнечных богов Концентрические круги явля-
ются как солярными, так и лунными и означают Небеса, различные состояния или уровни проявленного мира Три концентрических круга символизируют прошлое, настоящее и будущее, три сферы земли зем-
лю, воздух и воду, небесные миры, землю и преисподнюю, фазы луны, восходящее, полуденное и заходящее солнце, а также динамику прими-

рения противоположностей Круг с квадратом - это Небо и Земля, интеграция, соединение, они предполагают друг друга, как время и пространство Вписать квадрат в круг - значит трансформировать
Рис 84 Круг - основа астрологической схемы Девять внешних кругов символизируют девять ангельских чинов, окружающих планетарные орбиты В центре располагается мир элементов Весь космос находится в руках Божьих (Фреска Пьеро ди Пуччио в Кампо Саито, Пиза, 1400 г )
сферическую форму Небес в прямоугольную форму Земли в культовом здании, храме или церкви, опустив Небо до Земли и объединив четыре
элемента, и возвратиться к изначальному состоянию простоты в единстве. Промежуточной ступенью в пересечении круга квадратом является восьмиугольник. Нижняя половина полукружия - это Нижние Воды и ковчег, а верхняя половина - это Верхние Воды и радуга. Вместе они, дополняя друг друга, олицетворяют Космическое Яйцо как завершение цикла явлений. Крылатый круг символизирует Первоначальную Косми-
ческую Пару, творящее Небо и плодородную Землю, силу Небес, бога Солнца и силу Солнца (см. диск). Два одинаковых круга - это женское и мужское, любовь и знание, Диоскуры. Тройные круги и три сцепленных круга олицетворяют Троицу, неразделимое единство жизни,
движения и напряженного динамизма. Четыре круга, связанные центральным, наподобие креста, - это мудрость, знание и надежда. Семикратный солярный круг символизирует Всезнающего, совершенство, Семь Небес. В алхимии круг с точкой посредине - это Солнце и золото. У американских индейцев круг, сияющий вовнутрь и наружу, подобно "оперенному солнцу" (см. ) олицетворяет вселенную. Круги, сделан-

Рис. 85. Гармонические пропорции выпрямившегося человека с атрибутами круга. (Из книги Г. К. Агриппы "De Occulta Ptnlosophia", 1532. )
ные при разбивке лагеря, и циркулярные вершины тентов являются образом космоса, где северная сторона означает Небо, а южная - Землю. В астрологии круг с точкой в центре символизирует Солнца. В буддизме Круг - колесо сансары(см. ), включающее в себя все в
мире феноменов. Три круга, образующих треугольную конструкцию, - это Три Драгоценности. В системе Дзен пустой круг означает просветление. У китайцев круг - это Небеса, а квадрат в них - Земля; на старых монетах круг со вписанным квадратом символизировал союз Земли и Неба, инь и ян и, по аналогии, совершенного человека. Круг также движет Небеса, которые вращаются вокруг неподвижного квадрата Земли. В христианстве круг символизирует Вселенскую Церковь. Три концентрических или связанных круга, согласно Данте, означают интеллект и волю. Двойные круги, символизирующие любовь и знание, олицетворяют Христа и его дуальную природу. У египтян крылатый круг - это встающее Солнце Ра и воскрешение (см. диск). У греческих орфиков круг Уробороса вокруг Космического Яйца был назван Кроносом и определен Пифагором, как Душа Вселенной. Кронос совокупился с Необходимостью и, вращаясь вокруг Вселенной, породил Время и Судьбу также цикличные по форме. У индусов круг - колесо сансары. Горящий круг - символ Пракрити, "той, которая вращается, производит, порождает". В исламе круг олицетворяет купол, свод Небес, Свет Божий. У Платона круг - "подвижный образ вечности недвижной. " В шумеро-семитской мифологии крылатый круг - неиконический символ солярных богов, божество, солярная сила. В даосизме круг с точкой в центре представляет Дао, высшую власть; круг - это Драгоценная Жемчужина (см. жемчуг). Круг, в который вписан крест, означает рай и
четыре реки, берущие начало от Древа Жизни и текущие в четырех основных направлениях. Круг, заключающий в себе двойной крест, есть "Роза Ветров" - четыре основных и четыре дополнительных направления. Это также Космическое Солярное Колесо - "живящий принцип, одухотворяющий вселенную" (Прокл); четыре стороны света, четыре космических цикла; четыре времени года и четыре периода жизни человека. Солярное колесо с крестом внутри - признак изменения и удачи. Круг, увенчивающий крест (союз мужского и женского начала в жизни, как человеческого, так и божественного), найден в Египте (так же, как анкх), Сирии, Финикии, в храмах Сераписа, в Китае и Тибете, в Лапландии, Швеции, Дании. В астрологии он является символом Венеры. В строениях американских индейцев крест, начертанный на круге, символизирует священное пространство и является космическим центром. Четыре стороны света в небесном круге означают тотальность, охватывающую Великий Дух. В мексиканском символизме кактус-пейот, дающий напиток бессмертия, растет в точке пересечения креста и круга. Некоторые византийские церкви базируются на пяти окружностях, или венцах, расположенных в форме креста и увенчанных кругами соответствующих куполов. Христианская церковь часто представляет собой крест, расположенный внутри круга церковного двора.

Агриппа Нетгесгеймский поясняет, что древние спрятали в своих рукописях великие тайны, например, все округлое они приписывали миру, солнцу, надежде и счастью. Окружность означала небо, части ее (дуги, чаши) - Луну.
Ноль, этот чудесный символ нашей математики, пришел к нам в средние века через мусульман (а русские утверждают, что через еврейских хазар), а ведь это - не что иное, как окружность, обрисовывающая пустоту, ничто.
Соответственно кольцо с точкой посредине в астрологии обозначает солнце,
в алхимии - золото,
у розенкрейцеров - императорскую власть, которая в центре несет творческое начало, дающее смысл всему окружению.
Кочевники, что перемещались в предгорьях Альп, то есть на пространстве между Баварией, Бургундией и Провансом, понимали под окружностью нечто совсем иное, а именно - требование двигаться дальше, перемещаться в другие местности. Знатоки толкуют это изображение как упрощенную картинку колеса от цыганской повозки, другие же усматривают в этом знаке символ вечного движения, постоянных перемещений кочевников. Они бесконечны, или, другими словами, кончаются на том же месте, с которого начались, то есть это - движение по кругу. [bdgs]
Вероятно, самый важный и наиболее распространенный геометрический символ, чья форма задается уже внешним видом Солнца и Луны.
Круг, согласно взглядам философов платоников и неоплатоников, являет совершеннейшей формой: легендарный храм Аполлона у гипербореев описывается круглым (намек на доисторическое культовое сооружение Стонхендж в Южной Англии?), а платоновский город царей "Остров Атлантида" - как система концентрических земляных и водных кругов.
В мистических системах бог истолковывается как круг с вездесущим центром, чтобы таким образом показать совершенство и непостижимость с помощью человеческих чувств таких понятий, как бесконечность, вечность, абсолют.
У круга нельзя увидеть ни начала, ни конца, ни направления, ни ориентировки, и небосвод -- также вследствие кругообразных путей звезд вокруг небесного полюса - представляется как круглый купол, поэтому круг соответствует небу и всему духовному.
Если его снабдить спицами, он становится символом колеса, который, однако, сверх того выражает динамику - в противоположность неизменности круга.
Египетским символом вечности является завязанная кольцом веревка, напротив, античным символом -- змея (Уроборос), кусающая свой хвост.
Когда какой-нибудь предмет бросают в воду, возникают концентрические круги; изображения подобного рода, часто встречающиеся в доисторических мегалитических гробницах, можно толковать как символы погружения в воды смерти (см. Потусторонний мир), а также, возможно. чудесного спасения из них, в смысле учения о смерти и возрождении. которое символизируется волнообразными кругами или кольцевыми волнами.
Круг с отмеченным центром является в традиционной астрономии символическим знаком Солнца, в алхимии - знаком соответствующего ему металла - золоти.
В учениях магии круг несет функцию ограждения от злых духов, которое при церемониях заклинания возникает вокруг мага и через которое нельзя переступить.
Символическим контрастом кругу является квадрат, который в противоположность ему обозначает земной мир и материальное. Круг соответствует богу и небу, квадрат - земле и человеку. Поэтому вошедшая в поговорку задача "квадратуры круга", превращение квадрата (чисто геометрическими средствами) в равный по площади круг. означает усилие человека сделать возможным переход своей собственной сущности в сущность божества, т. е. нравственно возвыситься до божественного. Эта неразрешимая обычными геометрическими средствами задача, часто всплывающая в период Ренессанса как аллегория человеческого стремления к "обожествлению", играет также большую роль в алхимической символике.
Не вдаваясь в проблему равной площади, кругом и квадратом занимается также каббала: круг внутри квадрата понимается как символ божественного "мерцания" внутри материальной оболочки.
В христианской иконографии священный свет (нимб) по большей части изображается в виде круга, а концентрические круги обозначают также первичное творение Бога - "мир", в который человек вводится лишь впоследствии; творец рисует его с помощью циркуля (Нравоучительная Библия, 13 в.) или он появляется намеком в образе руки, которая выводит из центра наружу несколько кругов и продвигает их "трансцендентно" (т. е. выходя за ее пределы) на окружность (романская фреска, изображающая св. Климента де Тахулла, Каталония, ок. 1123 г.).
Естественно, круг как символ не ограничивается высокоразвитыми культурами; у различных индейских групп он "символизирует, например, космический жест "Великого Духа". так как путь Луны и (с точки зрения земного наблюдателя) "путь Солнца" и "движение звезд", а также природное развитие создают круглые формы (Никсдорфф из-под Штерка. 1987).
Хороводы могут рассматриваться как "танцующие круги".
В дзен-буддизме, согласно основополагающему принципу, Kpyг означает просветление, совершенство человека.
В китайском символе ??? в круге (т'ай-хи. изначально едином) заключена двойственность.
В Европе восприятие космических сфер в кругообразной проекции, входящих другв друга в виде оболочек, овладевает мировоззрением средневековья и поэтически представлено в дантовской "Божественной комедии" в форме кругов ада: иерархия ангелов как хранителей сфер овладевает этим огромным миропорядком.
Триединство часто символизируется тремя друг в друга проникающими кругами
см. Балдахин. Миндали, Спираль
Иногда это синоним окружности, посколько окружность часто равнозначна круговому движению. Но хотя его общее значение включает оба аспекта, существуют дополнительные детали, которые важно учитывать. Круг, или диск, часто является знаком солнца (в особенности если он окружен лучами). Он также имеет определенную связь с числом десять (символом возвращения от множественности к единству) (49), и тогда круг служит обозначением неба и совершенства (4), а в некоторых случаях также вечности (20).
Существуют глубокие психологические предпосылки такой концепции совершенства. Как полагает Юнг, квадрат, соответствующий наименьшему из составных чисел и множителей, символизирует разобщенное состояние человека, не достигшего внутреннего единства (совершенства), тогда как круг можно соотнести с этим конечным состоянием Единства. Восьмиугольник представляет промежуточное состояние между квадратом и кругом.
Представление о связи менаду кругом и квадратом достаточно регулярны в мире универсальных и духовных форм, например в индийских и тибетских мандалах, в китайских знаках. Так, в Китае активное, или мужское начало (Ян) изображается в виде белого круга (обозначающего также небо), тогда как пассивное, женское начало (Инь) - черным квадратом (земля). Белый круг олицетворяет энергию и небесное влияние, а черный квадрат - земные силы. Взаимодействие, заключенное в их дуализме, представляется известным символом Ян-Инь, в виде круга, разделенного пополам волнистой линией. Белая половина (Ян) включает в себя черное пятно, а черная половина (Инь) - белое пятно. Эти два пятна обозначают постоянное присутствие в мужском начале женского, а в женском - мужского. Волнистая линия - это символ движения и взаимопроникновения, подчеркивающий - подобно свастике - идею смещения, сообщая таким образом динамиту и взаимодополняющий характер этому символу. Закон полярности служит предметом размышления для многих китайских философов. Они выводили из этого символа ряд абсолютных принципов, которые мы здесь воспроизводим: (а) количество энергии во вселенной неизменно; (б) оно состоит из суммы двух видов энергии: одной - положительной и активной по качествам, другой - отрицательной и пассивной; (в) природа космических явлений характеризуется изменяющимся соотношением двух присутствующих в них видов энергии. Например, в двенадцати месяцах года присутствует, в различных пропорциях, определенное количество энергии, полученной из шести частей Ян и шести Инь (13).
Необходимо также подчеркнуть связь между кругом и сферой как символом Всеобщего.
Один из наиболее распространённых элементов мифопоэтической символики гетерогенного происхождения и значения, но чаще всего выражающий идею единства, бесконечности и законченности, высшего совершенства.
К. как фигура, образуемая правильной кривой линией без начала и конца (ср. териоморфные образы змеи, рыбы, дракона, проглатывающих свой собственный хвост), ориентирована в любой своей точке на некий невидимый центр.
К. выступает как универсальная проекция шара, признаваемого идеальным телом как в мифопоэтической, так и в научно-философской традиции [ср. идеи Ксенофана о шаре как образе единства ограниченности и безграничности и о шарообразности божества (см. Диоген Лаэртский IX 19)].
К. ограничивает внутреннее конечное пространство, но круговое движение, образующее это пространство, потенциально бесконечно. Так, во многих традициях космос представляется именно как шар (графически К.) или его более или менее опредмеченные варианты (яйцо, черепаха, диск и т. п.), окруженные неорганизованным хаосом. Эта идея нашла отражение и в сильно мифологизированных ранненаучных и философских вариантах [ср. пифагорейское учение о десяти сферах с единым центром (огонь), вокруг которого по К. вращается и земля].
Иногда это моделирование посредством К. сочетается с моделированием с помощью квадрата.
Во временном плане идея К. находит ещё более полное воплощение. В многочисленных мифологических сюжетах и мотивах, в бытовых представлениях и соответствующих обычаях в самом языке (ср. рус. время из *vert-men- "то, что вращается, возвращается") нашла отражение циклическая концепция времени (см. Календарь, Цикличность).
Суточное и годовое круговое движение солнца соединяло цикличность времени с цикличностью пространства, что уже в более позднее время нашло отражение в структуре мегалитических сооружений, связанных с астрономическим счётом времени (ср. кромлехи), или т. н. "круглых" календарей, в иероглифических и других символических способах обозначения времени или отдельных его элементов через фигуру К.
Все эти представления мотивируют не только типологически частый образ космоса в виде К. (или шара), но и метонимический образ основного божества в той же форме. Естественно, что в качестве такого божества чаще всего выступает солнце, символизируемое К. и на основании его формы, и в силу кругового характера его суточного и годового движения (ср. дискообразную корону Ро, крылатый диск Атона, солнечную колесницу Аполлона, а также образ солнечного глаза в виде К.).
Схема древа мирового и близкие к ней варианты неоднократно подчёркивают идею К., нередко мультиплицируя её. Прежде всего само солнце (всегда в виде К., иногда с крыльями) непременно присутствует в этой схеме. Годовое круговое движение солнца по отношению к оси мирового древа конституирует круговое пространство по горизонтали (в горизонтальной проекции дерево отмечает пуп земли в минимуме и окружность, отделяющую внутренний К. от внешнего пространства, в максимуме), а суточное круговое движение солнца определяет вертикальную плоскость мирового древа (включая и вариант "антидерева", ср. дерево нижнего мира, бездны, смерти и т. п.). Нередко оба этих круговых движения подкрепляются расположенными по кругу мифологическими объектами, например знаками зодиака (или соответствующих животных) или божественными персонажами (12-членные пантеоны; в частности, олимпийские боги как раз и образуют некий умозрительный К., упорядочивающий их множество; ср. хоровод, т. е. тот же К., с Аполлоном в центре, в представлениях о музах)', не случайно поэтому, что К. является и символом пантеона в целом, и эмблемой отдельных богов.
Характерно, что и "земные боги" также нередко усваивают К. в качестве эмблемы своего могущества и власти [ср. царские инсигнии в Вавилоне и у хеттов или шар (обычно с крестом над ним) каксимвол имперского величия и мощи].
Перенесение мифологических пространственно-космических представлений на социальную среду можно усмотреть в распространённом способе изображения структуры брачных классов как К., в структуре архаического поселения в виде К.; ср. также языковые данные, относящиеся к обозначению как самого поселения (ср. община, из праслав. *obbti- "круглое" в соответствии с так называемыми "круглыми деревнями", нем. Runddorf), так и более крупных объединений, строго говоря, не предполагающих геометрически круглой формы (ср. рус. округ, область, нем. Kreis "уезд", собств. "круг", Bezirk, "округ" и т. п.).
Следует отметить также почти универсально распространённую связь К. и других круглых форм с женским началом. К. в сочетании с другими фигурами и символами образует широко разветвленную область символических и эмблематических ассоциаций.
Некоторые из них:
К. и крест - центр и 4 направления вселенной;
К. и тетива - власть и сила жизни и смерти (в ассирийском искусстве);
К., разделённый надвое, - день и ночь, лето и зима, символ инь и ян в Китае;
крылатый К. - божество, божественный дух;
К. внутри К. - андрогинизм;
2 К. - эмблема близнецов (ср. Ашвинов, Диоскуров и др.);
2 соединённых К. - союз неба и земли (см. Священный брак).
Область функционирования К. многообразна - от культовых принадлежностей и овеществленной магии (амулеты и т. п., часто характеризующиеся круглой формой) до концепций искусства и науки.
ИЛЛЮСТРАЦИИ
ЛИТЕРАТУРА:
Лит.: Бобринский А. А., О некоторых символических знаках, общих первобытной орнаментике всех народов Европы и Азии, М., 1902;
МйПег W., Kreis und Kreuz, В., 1938;
его же. Die Ыаие Hutte, Wiesbaden, 1954;
Loeffler-Delachaux М., Le cercle, [Gen., 1947];
Eliade М., Le mythe de l'eternel retour, archetypes et repetition, [P., 1949];
его же. Centre du monde, temple, maison, Roma, 1957;
его же, Le sacre et le profane, [P., 1965];
L^vi-Strauss C., Les organisations dualistes existent-elles?, "Bijdragen tot de taal-, land- en volkenkunde", 1956, deel 112;
его же, Les structures elementaires de la parente, 2 ed., P., 1968;
Horsch P., The wheel: an Indian pattern of world-interpretation, "Sino-indian Studies", 1957, v. 5, № 3-4;
Hummel S., Der Ursprung des tibetischen Mandalas, "Ethnos", 1958, Bd 23;
Leadbeater C. W" The Chakras, 5 ed., Madras, 1958;
Metman Ph., ^akra-symbolism and analytical therapy, в сб.: Der Archetyp, Basel - N. Y., 1964, p. 220-24;
Leroi-Gourhan A., Les religions de la prehistoire. P., 1964;
Celling P., Davidson H. Е., The chariot of the sun and other rites and symbols of the Northern bronze age, L., 1972.
ИЛЛЮСТРАЦИИ :
Реконструкция мегалитического святилища. Стонхенлж. Южная Англия, ок. 1800 г. до н. э.
"Кольцевые волны" -- знаки на мегалитических могильных сооружениях. Ирландия (Сесс Киллгрин) и Бретань (Гавр Инис) ся
Космограмма со знаками зодиака на окружности. Раймунд Луллий. Practica compendiosa artis, 1523 г.
Kpyг ??образный "пентакель" с именами Бога и шестиконечной звездой для изгнания демонов. Англия, ок. 1860 г.


Peter Greif / March 5, 2006 1:11

[email protected]