|
примитивные инстинкты
В тевтонских легендах и фольклоре карлики и гномы, спутники фей, обитатели
пещер и гротов, в поте лица своего добывающие металлы из земли, связаны
с символикой металла. Карлики - это примитивные инстинкты, запрятанные в
глубинах нашего подсознания; они олицетворяют проявления низшей психической
деятельности, обычно недооцениваемой или же слаборазвитой.
Извлекаемые на поверхность, эти подземные силы становятся настоящим сокровищем,
которым человек вполне может воспользоваться.
О Эти персонажи могут также символизировать конец детства и открытие подростком
сексуальности. Так, 7 гномов Белоснежки вызывают фаллические ассоциации
и означают тот период незрелости и непонимания собственной индивидуальности,
через который должна пройти каж-
доя девочка. Они представляют собой детство до наступления половой зрелости"-
возраст" в котором сексуальность во всех ее формах проявляется еще
слабо. О В отличие от них, Нибелунги (буквально: сыны тумана) из скандинавской
мифологии, обладатели несметных богатств, алчные и высокомерные карлики,
символизируют собой жажду власти, манию величия и непомерные амбиции.
Карлик. Олицетворяет бессознательные и аморальные силы
природы: гномов, эльфов и т. п. У египтян бес ассоциируется с карликом.
В греко-римской культуре Гефеста (Вулка-
Рис. 66. Египетский бог-карлик Бес, изображенный в виде трех фигур для
усиления своей власти. Является хранителем дорог и путей. Путники обращались
к нему как к символу предельной непознаваемости в ее зловещей природе,
чтобы защититься от непредсказуемых опасностей в пути.
на) иногда изображают в виде карлика. В индуизме карлик под ногой Шивы
- это человеческое невежество. Иногда образ карлика принимает Вишну. У
японцев речной бог име-
ет облик злобного карлика. В скандинавской мифологии четыре карлика стоят
по углам Земли и поддерживают Небо.
Гномы /
Обычно - двойственный символ сокровенных сил, сокровищ, мастерства и знаний.
Принадлежа к некоему более древнему порядку творения они, подобно великанам,
воплощают дочеловеческий мир. Несмотря на свою малость, они часто обладают
могучими силами: например, корриганы бретонских признаются строителями
огромных каменных сооружений.
Гномы пугают людей, ревниво охраняя свои богатства в недрах; герои многих
сказаний выступают в роли их соперников и победителей.
В германо-скандинавской мифологии карлики предстают искусными, но (по
преимуществу) враждебными к людям и богам существами, владеющими колдовскими
силами. Одолеть их возможно (часто) только хитростью: например, увлечь
их игрой в загадки пока первый солнечный луч не превратит их в камень.
Живя в земных недрах, они связаны с миром мертвых и, как "маленький
народ", нередко уподобляются потусторонним существам.
В народных легендах карлики - непонятные, своевольные, подозрительные
природные существа, большей частью представляются в образе старичков (в
некоторых случаях на птичьих ногах), которые иногда могут быть также благодарными
и способными оказать помощь. В этом смысле садовый карлик является символом
дружественно воспринимаемых таинственных сил природы, которые приносят
земле благодать плодородия. Подобное воззрение, возможно, основывается
на дохристианских представлениях о таинственных защитниках земных богатств
и было сформулировано в начале Нового времени Парацельсом (1493-1541)
(гномы-хранители элемента земля).
В шахтерских легендах такие существа часто выступают хранителями земных
богатств. Они наказывают грубых рудокопов, а деликатных высвобождают из
заваленных шахт.
Однако в символике чаще задействована злобно-глумливая сущность карликов,
их озорство и неуемность (гномы-проказники ирландских сказаний).
В Центральной Америке также распространены представления о карликах -
маленьких природных существах, связанных с пещерами, дикостью, дождями
и плодородием и соответственно сексуальностью ("чанеке" в Веракрусе,
тлалоки у ацтеков)
см. Бес.
Пятая аватара Вишну - карлик Вамана, который, однако, мог измерить весь
мир тремя шагами и победить демона Вали.
Как эльфы и гномы, - это олицетворение сил, остающихся фактически вне
сферы сознания. Юнг рассматривает их как стражей на пороге бессознательного
(32).
В фольклоре и мифологии карлик появляется то как несчастное существо с
детскими чертами, обусловленными его малым ростом, то как защитник, подобно
кабирам (например, "лесные гномы" в "Сказке о спящей красавице").
Небольшой рост может выступать знаком уродства и неполноценности. Так
"танцующий Шива" попирает тело поверженного духа-карлика, олицетворяющего"безрассудство
жизни", невежество человека, его "ограниченность". Победа
над ним и есть истинная мудрость (60).
Возможно, что сходные идеи (как в Шиве Натарадже) были у ренессансного
скульптора Леона Леони, изваявшего статую Карла 1, который усмиряет Фурию.
???
|
|