|
Доисторический фетиш, значение
которого не вполне ясно. Столб или колонна с несколько расширенным основанием
и четырьмя поперечными досками на верхнем конце, расположенными ярусами.
Смысл его передается понятиями "устойчивость, стабильность" или
"продолжительность, длительность". Как иероглиф служит символом
времени. Возможно, является стилизацией дерева жизни.
Египтологи говорят о нем как о дереве, с которого удалено большинство веток,
о столбе с насечками для привязывания к нему снопов злаков,
о ступенчато связанных снопах папируса.
Вернее всего точка зрения, что джед был первоначально столбом. Столб играл
роль в сельских религиозных обрядах плодородия - как знаком власти, в котором
должна была сохраняться сила зерна.
Происходит, по-видимому, из Мемфиса (егип. "Мин (Мен)-нефер-Пепи")
и связан с культом Осириса (Усире). Уже в Древнем царстве там имелся особый
жрец столичного бога Мемфиса Пта, который назывался "джедом, достойным
уважения". В Мемфисе возник также ритуал "установки джеда",
которую совершал царь с использованием веревки и при помощи жрецов примерно
в начале царских юбилейных торжеств "Жеб-сед"; символическое действие
указывало на ожидаемую продолжительность царствования.
С началом Нового царства через отождествление Пта с богом некрополя Сокарисом,
а последнего опять-таки с Озирисом, становится символом последнего. Означал
"спинной хребет Осириса". Установка столба джеда символизирует
также победу Озириса над его противником Сетом, который "положил джед
на бок".
Пластические изображения "джеда" использовались в качестве талисманов
и укладывались с усопшими для защиты их от потусторонних опасностей.
Из-за включения в символику потустороннего мира становится имеющим глубокий
смысл украшением умерших. На днищах гробов из Нового царства на месте, где
помещается позвоночник умершего он часто изображался как символ отождествления
мертвого с Озирисом.
|
|