|
Еще греческий философ Платон
определил четыре основные добродетели: мудрость, мужество, умеренность,
справедливость. Средневековые схоласты добавили к ним еще три: веру, надежду
и любовь. Все зти семь основных добродетелей изображались в виде человеческих
фигур (в основном молодой женщины) в длинных одеждах, но у каждой были свои
атрибуты - одушевленные и неодушевленные. Так, Мудрость имела два лица:
старое и молодое, а у ног ее сидел дракон; Мужество держало в руке жезл,
а другой рукой ломало колонну надвое, у ног же его сидел лев. Умеренность
изображалась с двумя небальшими кувшинчиками в руках, из одного очень экономно
- капля по капле - капала вода, а другой сохранялся в неприкосновенности.
У ног умеренности сидела собака, смотрящая в вылизанную до зеркального блеска
тарелку, в которой она даже отражалась. Справедливость держала в одной руке
меч, в другой весы, а у ног ее стоял журавль на одной ноге, зажавший камень
в поднятой ноге. Он олицетворял бдительность, настороженность. Вера держала
в одной руке прямо на ладони, как жонглер, хрустальный кубок, который мог
в любую минуту упасть, а в другой - крест. У ног ее сидела собака в спокойной,
"достойной" позе, олицетворявшая верность. Надежда складывала
руки в жесте мольбы и устремляла свой взор к солнцу, а у ног ее сидела птица
Феникс на начинавшем гореть костре. Любовь одной рукой сыпала семена на
землю, а другую прижимала к сердцу. У ног ее пеликан кормил собственной
кровью птенцов.
Раздел: ---
Синонимы: Высшая добродетель / Добродетельность /
Смотри: --
Смотри также: Пороки / Аллегория / Персонификация
Этимология: ---
В энциклопедическом словаре Брокгауза и Эфрона добродетель
определяется как "свойство характера, определяющее постоянный нравственный
образ действий человека".
В настоящее время обычно говорят о семи добродетелях, но "содержание
понятия менялось в зависимости от изменения критерия нравственно доброго
на разных ступенях развития этического сознания человечества" /БРЭФ/.
Уже в Древней Греции различались четыре из семи добродетелей: мудрость,
мужество, справедливость и умеренность, называемые основными. Все они
были охарактеризованы Платоном /"Государство" 4:427 и далее/
как такие, которые необходимы для идеального гражданина. Поиски единого
начала всех добродетелей привели Сократа к мнению, что разум - исток всех
добродетелей. Мудрость при этом признавалась высшей добродетелью, заключающей
в себе все другие. Много позже к интеллектуализму Сократа вернулись стоики,
которые видели в мудреце - идеал человека.
Надо заметить, что число добродетелей, признаваемых в античном мире не
ограничивалось этой четверкой: например, Абрксас /см./ считался обладателем
365-ти добродетелей - по числу дней в году. Первое "классификационное"
деление добродетелей обнаруживается у Аристотеля, который различал добродетели
воли от добродетелей ума. Первые, названные им этическими, полагались
как середина между двумя крайностями; вторые - дианоэтические - как правильное
отношение разума к объектам и к низшим добродетелям.
Христианство, в отличие от греков, усматривало сущность человеческого
характера не в интеллекте, а в воле и противопоставило четырём основным
(греческим / светским / кардинальным) три богословские (библейские / теологические)
добродетели: веру, надежду и любовь, означаемые как дочери Св.Софии (мудрости).
"А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из
них больше". /Кор 13:13/ Все вместе они составили семеричность. Отцы
Церкви санкционировали их, для христиан: они были теми благами, которые
даруются человеку из Евхаристии.
Фома Аквинский насчитывает 10 добродетелей, прибавляя к четырём основным
и трём богословским ещё три интеллектуальных добродетели - мудрость, науку
и познание.
/// (греч. мудрость) - ценностное понятие философии, означающее науку,
знание, овладение навыками, что в полном объеме доступно лишь богам, в
то время как человек мог только стремиться к этому и потому мог быть назван
"другом мудрости" (греч. философ) - точка зрения, вероятно,
берущая свое начало от Пифагора. В более поздних учениях гностиков "ПистисСофия"
почиталась как личность и божество символического происхождения, а в христианстве
- как святая Премудрость Божья (Агиа София), причем человеческая мудрость
рассматривается лишь как символическое отражение мудрости божественной,
которой она никогда не способна достичь. Христианские легенды о святых
представляют св. Софию как мать трех дочерей: Веры, Любви и Надежды, которые
при императоре Адриане (117-138) подверглись мученической смерти. Вера,
любовь (в смысле любви к ближнему) и надежда, дочери мудрости, являются
тремя "теологическими добродетелями".
/// На этом основании Сент-Ив д'Альвейдр делает вывод, что в сообществах
человеческих существ, пребывающих в русле символической традиции, "окружность,
стоящая выше всего и ближе всего подходящая к таинственному центру, состоит
из двенадцати делений, которым.. представлена высшая инициация (способности,
добродетели и знания) и которые, в числе прочего, соответстуют Зодиаку".
Помимо этих - главных (больших) - существовало множество малых добродетелей,
наиболее важными функциями, которых было прославлять пап, королей и принцев
- как в жизни, так и в смерти - и праздновать общественные события.
Философская и этическая мысль средневековья во многом держалась на противопоставлении
Добродетели и Порока, Добра и Зла, добродетельности и греховности человеческой
природы. Впоследствии понятие добродетели как этического принципа было
вытеснено понятиями свободы духа и высшего блага. Пожалуй, последняя попытка
реставрации учения добродетелей обнаруживается в системе Вл. Соловьева
("Оправдание добра", гл. V).
Добродетель вообще
По вполне понятным причинам символам Добродетели вообще несть числа.
Высшая добродетель символизировали прозрачные и совершенные виды кристаллов.
Бриллиант как символ подлинной добродетели и достоинства. В западной традиции
бриллианты символизируют неподкупность и поэтому - моральные добродетели,
такие, как искренность и верность, - таково их значение в обручальных
кольцах. Горный хрусталь, который христианская иконография трактует как
символ Марии, сверкающей в потоке божественного света. (Христос Пантократор
Тициана). Вообще жемчуг, вопреки своей ассоциации со слезами, считается
символом добродетели.
Сакральные растения древности. Дуб - символ постоянства или истинной добродетели.
Лавровый куст ещё одна impresa Лоренцо Медичи (1448-1492), с девизом "Такова
добродетель", то есть добродетель неувядаема, как вечнозеленый лавр.
Не только царственные существа. Еж, свернувшийся в шар для защиты от опасности.
Символ добродетели и честности, которым редко требуется какая-либо внешняя
помощь. [EMSI 21-3,с.191]
церк облачения
Входящие в церковное облачение альба и казула обе имеют отношение к добродетели,
но первая из них символизирует (среди прочего) добродетельность тех, чьи
грехи были искуплены кровью Спасителя, а вторая соотносится с христианской
любовь к ближнему /см.далее/.
один символ - многие добродетели
С другой стороны существует ряд … применимых сразу к нескольким добродетелям.
Например, благоразумие, трудолюбие, любовь к ближнему, умеренность etc.
в равной степени присущи пчёлам.
нейтральные знаки
Нередко добродетели обозначались "нейтральными" объектами как
например перья в импрессе Медичи, где три пера в кольце символизируют
веру, надежду и милосердие.
В видение Христа Доминику три мечами (или стрелы), которыми Христос собирался
сокрушить грехи мира - Гордыню, Скупость и Распутство, олицетворяют добродетели
Смирение, Бедность, Целомудрие..
античные боги и персонажи
Многие из числа языческих богов были восприняты как персонификации добродетели
и её разновидностей. Афина символизирует триумф разума, добродетели и
целомудрия ("Минерва побеждает невежество" Б. Спрангера, "Царство
Минервы" А. Эльсхаймера, "Паллада и кентавр" С. Боттичелли,
"Победа добродетели над грехом" А. Мантеньи).
/// В системе аллегории Геркулес персонифицирует физическую силу; в этом
случае его сопровождают другие фигуры, такие, как Минерва, представляющая
дополнительную добродетель моральной силы, или мудрость. Геркулесова палица.
Символ добродетели, разрушающей пороки. [EMSI; табл.8-6, с.138]
/// В написанной Беттини "Книге священной Божьей
горы" (Флоренция, 1477) ступеньки показаны ведущими на г.ору, чтобы
подчеркнуть параллельный - и действительно идентичный - символизм горы
и лестницы. Первая изображается как бы в террасах, а терраса показана
в виде перекладин лестницы. На этих перекладинах начертаны имена добродетелей:
Смирение, Благоразумие, Умеренность, Стойкость, Благоговение, Справедливость,
Милосердие. Наука, Совет, Понимание и Мудрость. Лестница изображена как
бы прикованной к склону горы. На вершине горы располагается мандорла с
ангелами и Христом в центре.
Абстрактно символизированной пребывает лестница в аллегориях, как, например,
в аллегории лестницы добродетелей с семью ступенями: мученичества как
лестницы на небо; аскезы, причем первая ступень является драконом греха,
который должен топтаться ногами.
- одной, персонифицирующей Добродетель (или решительность,
призвание, чувство цели и борьбу), и другой, персонифицирующей Порок (пассивность,
подверженность низменным побуждениям и подчинение внешнему давлению).
/// Связь зубов (волос, ногтей) с жизненной энергией и силой породила
представления о сосредоточении в них не только жизненных сил, но также
добродетели и иных свойств человеческой натуры. Видимо, отсюда берут свое
начало культ святых мощей и обычай сохранять на память прядь волос любимого
существа или первые молочные зубы ребенка.
Изображение добродетелей
Место
Христианская символика ворот ориентировалась на речение самого Иисуса:
"Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется..." /Ин 10:9/ Церковные
ворота, расписанные, украшенные резьбой или рельефами, часто иллюстрируют,
каким путем достигается спасение, через изображение как христианских добродетелей,
так и преодолеваемых посредством их пороков.
Цикл семи добродетелей, иногда вместе с соответствующими пороками (не
обязательно это семь смертных грехов), широко изображался в средневековой
скульптуре и фресковой живописи, часто в связи со Страшным Судом (Джотто,
капелла Скровеньи, Падуя). Со времен Ренессанса они обычно встречаются
в виде отдельных фигур - МИЛОСЕРДИЕ и СПРАВЕДЛИВОСТЬ чаще всего.
Такие сюжеты не всегда ограничивались станковой живописью и скульптурой.
Аллегории любви и целомудрия, как и других аспектов отношений женщины
и мужчины, можно отыскать на свадебных сундуках {cassoni) эпохи Ренессанса
или на особых подносах, на которых приносили пищу роженицам {deschi da
parto). Гобелены, использовавшиеся в средневековье и эпоху Ренессанса
в качестве висящих стен как в церковных, так и в светских зданиях, аналогичным
образом демонстрировали моральные примеры человеку в его повседневной
жизни. В XVII веке потолки дворцов часто расписывались так, чтобы превознести
качества принца и кардинала посредством использования античных богов и
богинь и общепринятые персонификации добродетелей.
Особенности изображения
Персонифицированные добродетели изображаются обычно в виде человеческих
фигур (в основном молодой женщины) с определяющими ее атрибутами- одушевленные
и неодушевленные.. Подбор и атрибуты добродетелей воспроизводятся неоднозначно,
они варьируют как в готической скульптуре (архитектуре), так и в живописи.
в длинных одеждах
В XIV веке обнаженные фигуры добродетелей начинают изображаться в церковном
искусстве наряду с теми сюжетами из Священного Писания, которые ассоциировались
с наготой. Таким образом, в иллюстрациях Пс. 85:10 обнаженную фигуру Истины
можно видеть стоящей рядом с одетой фигурой Милости: "Милость и истина
сретятся".
Хотя идея голой Правды нашла свое выражение в античной литературе в христианском
искусстве она стала изображаться таковой лишь с XIV века, когда стала
являться вместе с Милосердием, которое в свою очередь изображалось в одеждах.
/// Богословские и основные добродетели и другие аллегорические
фигуры (см. ДОБРОДЕТЕЛИ И ПОРОКИ) имеют шестиугольные нимбы.
/// В средневековой пластике добродетели: вера, надежда,
мудрость (София), как и церковь, - предстают коронованными, в то время
как синагога, олицетворение иудаизма, часто вынуждена носить косо посаженную
корону (а также изображается с завязанными глазами).
/// Шар был широко распространен среди персонифицированных
добродетелей, свободных искусств и некоторых языческих божеств, символизируя
их универсальность. Он является атрибутом ИСТИНЫ, особенно с XVII века,
СЛАВЫ, ИЗОБИЛИЯ и вместе с весами и мечом - СПРАВЕДЛИВОСТИ.
/// Фортуна. Христианство частично преобразовало представление о неуловимой
богине в представление о неисповедимых путях Господних, о Божьем Промысле,
о Провидении, а частично - противопоставило несомненной добродетели (например,
постоянству) и оценивало негативно.
/// Его форма контрастирует с неустойчивым шаром Фортуны. См.т.ж. УДОБНЫЙ
СЛУЧАЙ.
Как меня ни поставь - мой вид неизменен.
Этот куб, грани которого равны квадрату,
Посредством символа очень хорошо изображает
Нрав того добродетельного человека,
Чьи решения ничто не может изменить.
Ибо куб имеет все ту же форму и размер,
На какую бы сторону он ни был поставлен.
Так и люди, удачно сотворенные по Слову Божьему
И ограничивающие себя дисциплиной добродетели,
Несмотря на все перемены и превратностпи судьбы,
Будут сохранять устойчивость и твердость здравого ума.
[EMSI 23-10,с.200]
/// Дениз Картезианский указывал на то, что, в отличие от сферических,
кубические предметы не способны вращаться и что, таким образом, они олицетворяют
стабильность (14). Это объясняет, почему куб часто образует часть аллегорий,
иллюстрируя прочность и стойкость добродетели (8), а также почему символам
и эмблемам, тронам и колесницам иногда придают кубическую форму.
/// Итальянская ренессансная живопись иногда использовала
пейзаж на заднем: плане, чтобы подчеркнуть моральную аллегорию. Этот "морализованный"
пейзаж, или paysage moralise, может изображать на одной половине картины
ясное небо, на другой (по контрасту) - темное облако. На их фоне изображены
- персонифицировано - соответственно, добродетели и пороки. Дорога добродетели
на одной стороне крутая и скалистая, тогда как на другой стороне порок
бежит через приятную долину, в которой бьют свежие источники; см. ГЕРКУЛЕС
(21). Аналогичным образом церковь и замок могут использоваться, чтобы
подчеркнуть различие между церковными и светскими фигурами на переднем
плане.
/// Средневековая Церковь считала свободные искусства
"оружием против еретиков", и потому их можно встретить в романской
и готической скульптуре, порой разделенными на пары с семью главными добродетелями
(см. ДОБРОДЕТЕЛИ И ПОРОКИ).
Иные образы
В написанной Беттини "Книге священной Божьей горы" (Флоренция,
1477) ступеньки показаны ведущими на г.ору, чтобы подчеркнуть параллельный
- и действительно идентичный - символизм горы и лестницы. Первая изображается
как бы в террасах, а терраса показана в виде перекладин лестницы. На этих
перекладинах начертаны имена добродетелей: Смирение, Благоразумие, Умеренность,
Стойкость, Благоговение, Справедливость, Милосердие. Наука, Совет, Понимание
и Мудрость. Лестница изображена как бы прикованной к склону горы. На вершине
горы располагается мандорла с ангелами и Христом в центре.
/// В Библии имеется много мест, в которых говорится о троне Бога. Царь
Соломон как Его земной представитель "сделал... большой престол из
слоновой кости и обложил его чистым золотом" (3 Цар 10:18). Иисус
обещает апостолам, что они сядут на двенадцати тронах и будут судить двенадцать
колен Израилевых, "когда сядет Сын Человеческий на престоле славы
Своей" (Мф 19:28). В Откровении Иоанна Богослова сказано: "И
увидел я великий белый престол и Сидящего на нем, от лица Которого бежали
небо и земля" (20:11). В средние века трон Соломона рассматривался
как символ Марии (слоновая кость - чистота; золото - божественность, ведущие
к трону ступени - добродетели). Трон апостола Петра является символом
папства. Положению епископов и аббатов также соответствовал трон.
Противопоставление Добродетели Пороку
Борьба
/// Все эти добродетели изображаются большей частью в виде молодых женщин
в длинных одеждах, нередко борющихся с пороком (душевная борьба). Как
добродетели борются с соответствующими пороками. Это нашло отображение
в "Психомахии" - пространной аллегорической поэме испанского
поэта IV века Пруденция, описывающей серию поединков - Веры с Идолопоклонством,
Целомудрия с Распутством, Терпения с Гневом, Гордыни со Смирением и так
далее, в которых добродетель всегда в конечном счете побеждает. Влияние
Пруденция обнаруживается в христианском искусстве вплоть до XIII века.
Готическая скульптура обычно представляет фигуру добродетели, попирающей
ногами соответствующий порок - человеческий или животный.
Противоположностью семи добродетелей являются семь пороков: гордыня, жадность,
вожделение, злоба, ненасытность, зависть и праздность. Их атрибуты четко
не определены. В живописи эпохи Возрождения семь добродетелей обычно изображали
в сопровождении семи гуманитарных наук, к которым относились грамматика,
логика, риторика, арифметика, музыка, геометрия и астрономия. Их атрибутам
также нет четкого определения.
Выбор
/// Y. Двадцать пятая буква английского алфавита. - десятая в еврейском
(Йод). Знак триединства, а также перепутья, трех дорог. Называется буквой
Пифагора. Указывает на путь порока и добродетели. Согласно каббале - мужская
буква, ее число -10. В символике английского Y= I. В.А., А.Р.
Теологические добродетели
Предстают в облике женщин с характерными атрибутами. Обычно изображаются
единой группой. В средневековых псалтирях эти три добродетели нередко
изображались с персонификацией Истины (Правды) как иллюстрация к псалму:
"Милость и истина встретятся, правда (т.ею справедливость) и мир
облобызаются" /Пс 85:10/. Обычными атрибутами Истины были солнце
(в виде светящегося диска), которое она держит в руке; зеркало, которое
не лжет; реже персик с одним листком (сердце и язык, в согласии говорящие
правду). Лавровый венок является напоминанием о том, что, в конце концов,
она всегда побеждает. Она стоит на шаре (державе), что говорит о том,
что она превыше всего в мире.
Вера / Fides / Faith - eng.
Вторая важнейшая, по мнению апостола Павла, добродетель. Персонифицировалась
в христианском искусстве решительной и величественной женщиной с крестом,
чашей или свечой.
В готическом искусстве занимает место по правую руку Христа. Она держит
крест и чашу, атрибуты, которые изображаются у нее и позже. Часто изображалась
стоящей около купели - напоминание о Таинстве крещения; или опирающейся
ногой на куб (квадратный блок) - символ стабильности. Каменный блок как
неколебимое основание часто присутствует в аллегориях других добродетелей
или искусств, например, Истории. В искусстве Контрреформации Вера может
держать раскрытую книгу, на которой лежит крест - указание на то, что
это Священное Писание (Библия). Иногда она держит свечу (свет веры), которая
служит также атрибутом Любви. Шлем защищает ее от нападок еретиков. Рукой
она характерным для неё жестом касается своей груди.
Возле ее ног изображена фигура Св. Павла, либо собака в "достойной"
позе, олицетворявшая верность.
Ей противостоит Идолопоклонство в облике мужчины, поклоняющегося обезьяне
- символу язычества в средневековье; а в эпоху Возрождения - с веревкой
на шее, другой конец которой привязан к идолу.
Другие символы - пламенное сердце, голубой цвет, изумруд, ребенок.
"Вера вообще представляется в образе жены величественного
вида, с покрывалом на голове, держащей в одной руке Крест, а в другой
Библию и стоящей на угловатом камне. Иногда женою, стоящею на облаках,
в одежде простой и препоясанной, с Евангелием в правой руке, а левой объемлющею
крест, водруженный в облака; покрывало у ней с чела спущено назад и лежит
по плечам; сверх ее одежды длинная мантия, расстилающаяся по облакам так,
что токмо босых ног персты видны; на груди начертано имя Господа I. Х.
Иногда в образе человеческом, над коим Св. дух в виде голубя ниспускает
свои лучи; в правой руке церковные ключи, а в левой ааронов жезл, с одной
стороны скрижаль завета и несколько высохших ветвей, означающих, что обряды
ветхого завета оставлены; с другой же Ангел, держащий евангелие; у ног
его лежат узда, смерть и проч. Иногда в виде стоящей жены, простирающей
руки горе, в знак твердой надежды. Или в образе младенца крылатого, стоящего
перед жертвенником, на коем лежит горящее уголье. Древние означали оную
Слоном, думая, что сие животное поклоняется солнцу. или стоящею женою,
держащей в правой руке класы, а влевой блюдо с плодами". /EMSY §61/
"Вера христианская представляется в виде скрижали, Евангелия, креста
и потира, сиянием окруженного. Или в образе сидящей жены, держащей в руке
крест, на коленах новый завет; с правой ее стороны два Гения держат скрижали,
а с левой един Ангел с чашею". /EMSY §62/
Там же § 252, посвященном Сфинксу, упоминается, что он от древних
древних поставляется при входе при входе храмов, для означения святости
таинств веры. А в §313 описывается как самостоятельный символ
веры "Руль, или кормило, - знак … веры …, в Государстве процветающих.
Упоминание веры в EMSY мы находим также в эмблемах:
174 - Троянский конь
Под видом веры. Под предлогом благочестия. / Specie religionis. / Sous
le prétexte da la religion. / Unter dem Schein der Religion.
/ Under pretext of religion.
502 - Сфера с небесными знаками и орел на ней
Верою и советом. / Fide, et consilio. / Par la foi, et le conseil. / Durch
Treu, und Rat. / By faith, ans counsel.
543 - Столб на море, с мечом и ключом
Храбрость состоит в вере и правде. Верность и правосудие суть тверды и
крепки, яко столб. / In fide et ustitia fortitudo. / Il y a de sa force
en la foi et la justice. / Treue und Gerechtigkeit sind stark. / There
is strength in the faith and justice.
Надежда / Spes / Hope - eng.
Надежда - крылатая женщина, которая "уповающе смотрит в грядущее"
- частая фигура в светской аллегорической живописи. В готической церковной
скульптуре она изображается пристально вглядывающейся в небо и протягивающей
руки к короне - надежда на будущую славу. В искусстве более позднего времени
корону ей может преподносить ангел. В ренессансном искусстве ее взгляд
также устремлен вверх (к солнцу), а руки сложены в молитве. Якорь, частично
скрытый под ее мантией, происходит от фразы, сказанной о надежде Павлом:
"…для души есть как бы якорь безопасный и крепкий, и входит во внутреннейшее
за завесу". (Евр., 6:19). Корабль (модель парусника) в качестве головного
убора, - это знак благополучного путешествия и надежды на лучшее. Цветы
подразумевают надежду на будущие плоды (обещание плодов), потому начиная
с XVI века Надежда может держать корзину с цветами, как, например, на
картине Тициана "Аллегория маркиза д'Авалоса" (Лувр). С аналогичным
значением может быть также использован Рог изобилия.
Возле ее ног изображен Св. Яков или птица Феникс на разгорающемся костре.
Противоположный: Надежде порок - Отчаяние, в средневековом искусстве изображаемый
самоубийцей с мечом или веревкой.
В греческом мифе о Пандоре только, Надежда осталась после того, как та
из любопытства открыла ящик, в котором были заключены все бедствия. В
этом сюжете атрибутом Надежды может быть ворон(а), ассоциирующийся с ней
в римскую эпоху благодаря своему крику: "Cras, cras" (лат. -
"Завтра, завтра").
В иудейской традиции с надеждой ассоциировались рыба, хлеб и вино.
Любовь (жертвенная, заботливая, к ближнему) / Милосердие / Caritas / Charity
- eng.
Самая главная из трех "теологических добродетелей" В цитированном
выше месте из Первого послания к Коринфянам (13:13) в Новой Английской
Библии употребляется "любовь" (англ. - love), "милосердие"
(англ. - charity) у которого превалируют обертоны значения "раздача
милостыни". Церковь же учит, что милосердие - это одновременно и
любовь к Богу {amore dei), и любовь к ближнему (amore proximi), и что
вторая мало стоит без первой. Любви к ближнему легче было придать зримый
образ и уже в готическом искусстве существует фигура женщины, творящей
шесть дел милосердия (Мф., 25:35-37, - утолять голод, жажду, предоставлять
приют, одевать, лечить, утешать в неволе) слитых в образе одного из них.
Предоставление одежд оборванному показывает нищего, который надевает через
голову рубаху; рядом - фигура Милосердия, (она может держать узел с пожитками,
одеждой для нагих и пищей для голодных).
В XIII веке Бонавентура развил концепцию божественной любви в концепцию
света, горящего огня - метафору, которую легко было выразить средствами
изобразительного искусства. С тех пор в итальянском искусстве фигура Милосердия
стала изображаться с пламенем, обычно пылающим в сосуде, напоминающем
по форме вазу, который она держит в руке; это может быть также свеча.
Начиная с XIV века эта фигура может высоко, как бы предлагая его Богу,
держать пламенное сердце (пламенеющее). Иногда присутствуют атрибуты,
указывающие на земное милосердие, такие, как Рог изобилия или корзина
с фруктами и плодами. Любовь может также одной рукой сыпать семена на
землю (как знак изобилия, которыми располагает), а другую прижимать к
сердцу(знак сердечной щедрости с которой им распоряжается).
В первой половине XIV века в Италии появляется новый тип изображения Милосердия,
окружённой детьми (образ, который происходит, вероятно, от Virgo Lactans
[лат. - Дева Кормящая] - изображения женщины, кормящей двух младенцев).
К XVI веку этот мотив постепенно стал доминировать, оставаясь общепринятым
типом изображения в последующем европейском искусстве. В нём Милосердия
изображается молодой матерью, окруженной младенцами, один из которых обычно
у её груди. Хотя Контрреформация продолжала придерживаться двойного толкования
понятия amor (любовь), этот сугубо человеческий образ Милосердия оставался
общепризнанной формой. С конца XVI века мотив с аналогичным значением
- пеликан, кормящий птенцов собственной кровью также стал устойчивым атрибутом
Милосердия.
В светском искусстве (в Триумфе Милосердия) перед её запряжённой единорогами
колесницей на коленях стоит Купидон. Его глаза завязаны, крылья связаны,
лук сломан. На заднем плане могут быть несколько женщин - мудрые девы,
одна из которых держит стяг с изображенным на нем горностаем. Вместе с
Триумфом Любви (плотской) это был популярный сюжет для панелей, украшавших
свадебные сундуки с приданым, на которых Любовь и Милосердие могут - изображаться
рядом в качестве моральных образцов для молодоженов.
Перед воином-победителем (иллюстрация добродетели милосердия): юноша и
девушка, за ними, возможно, следует пожилая пара, слуги несут дары - Сципион.
Милосердие по-римски "caritas humana" ("человеческое милосердие").
Из известных примеров сыновнего почтения в античной литературе. По преданию,
она кормила своего старого отца Кимона грудью, спасая от голодной смерти
в темнице. Пример Цимона и Перо - один из тех, что более всего привлекали
художников XVI-XVIII веков в Италии и Нидерландах. Барочные примеры этого
сюжета часто являются просто аллегорией юности и старости, нередко с подчеркиванием
сексуального момента. В неоклассицизме конца XVIII века эта тема трактуется
как моральный пример дочерней любви, каковым эта тема поначалу и была.
К этому мотиву восходит, видимо, и изображение женщины, выдавливающей
молоко из своей груди, которая персонифицирует как Милосердие, так и схожую
добродетель Доброту, которая смиряет суровость Правосудия.
Возле ее ног изображен Св. евангелист Иоанн и/или пеликан.
Другие символы милосердия - Феникс и курица. хрисмон, агнец, хлеб.
Риза - одеяние, представляющее одежду Христа, также может означать милосердие.
Другой предмет облачения - казула, покрывающая другие предметы одежды,
символизирует христианскую любовь к ближнему, поскольку она такой добродетелью,
которая должна быть превыше всех остальных.
Из пороков Милосердию в средневековье противопоставлялась Распутство,
Скупость (у которой мешок денег, кошелек или же кованый сундук. Ренессансная
традиция, идущая от Джотто, заменяла Скупость Завистью, терзающей сердце.
Дугой порок, порой изображавшийся в итальянской живописи XIV века, - Жестокость,
предстающая в виде злобной фигуры, нападающей на младенца.
Милосердие является одной из пяти основ ислама.
Основные Добродетели
Мудрость / Sapientia
Благоразумие / Рассудительность / Prudentia / Prudence - eng.
Матфей с мудростью;
На средневековых картинах Мудрость держит книгу, но часто изображается
со свернувшейся у ее ног змеей, символизирующей Благоразумие (Разум).
Змея порой приобретает вид дракона. Вино и алкоголь нередко связывались
с мудростью и истиной. То же можно сказать о воде, особенно родниковой.
Символами мудрости были пальма, драгоценные металлы и камни, особенно
золото и серебро, хризолит, нефрит, бриллиант, жемчуг и циркон. Мудрость
связывали с золотым и голубым цветом, числом семь и треугольником.
В ренессансной аллегории Мудрость секуляризировалась. Обычно она персонифицируется
античной Афиной (Минервой) в доспехах, с мечом, шлемом и щитом (чем отличается
от Благоразумия, у которого нет вооружений). Мудрость в облике Минервы
имеет ее оливковую ветвь и сову, а также книгу; последнюю может предлагать
ей для прочтения Купидон. У ее ног Солон.
Как часть мудрости, Благоразумие имеет много общих с ней символов, а иногда
заменяет Мудрость в циклах добродетелей. Благоразумие, считающееся житейской
мудростью, является меньшей добродетелью: "Приобретение мудрости
гораздо лучше золота, и приобретение разума предпочтительнее отборного
серебра" (Притч., 16:16). Означая не столько предосторожность, сколько
просто мудрое поведение. Благоразумие персонифицирует женская фигура со
змеёй и зеркалом, либо ситом. Змея произошла от фразы у Матфея (10:16):
"Будьте мудры [prudentes (лат.) - благоразумны], как змии".
Зеркалом ее наделило средневековье; оно означает, что благоразумный обладает,
способностью видеть себя таким, каков он - есть в действительности; благоразумие
здесь скорее означает мудрость, нежели осмотрительность (зеркало - самопознание).
Зеркало особенно часто можно видеть в искусстве итальянского Ренессанса,
но примеры обоих этих атрибутов обнаруживаются в живописи и скульптурой
других периодов, главным образом на надгробных памятниках.
Как Благоразумия, так и у Мудрости, подобно Янусу, могут быть два (иногда
- три) лица старое и молодое, что говорит о ее осмотрительности: одна
извлекает уроки из прошлого, другая вглядывается в будущее.Изредка у Благоразумия
могут быть циркуль(компас) (размеренное суждение), книга (Священное Писание)
или олень (символ осторожности из опасения преследователей).
Другие символы - якорь, слоны., дракон, грифон, павлин, сфинкс, единорог,
лотос, грецкий орех, сердце, семь колонн, скипетр, свиток, меч, кольцо,
соль, язык, птицы, пчела, крыса. факел, гроб (мысль о смерти
У ее ног располагается Соломон.
Порок, противоположный Благоразумию,- Глупость, которая может изображаться
в виде шута или человека, увенчанного перьями и держащего дубину.
Стойкость / Сила / Твёрдость / Храбрость / Неустрашимость / Мужество /
Fortitudo / Fortitude - eng.
Изображается в виде воинственной крепкой и сильной женщины.
Обычно Стойкость облачена в доспехи и, даже будучи обнажённой, она всё
же имеет шлем и щит.
В её руке меч, булава (палица Геркулеса), жезл или знамя. Другая рука
охватывает, а часто ломает колонну (столп Самсона, напоминающий о разрушении
филистимлянского храма).
Нередко сопровождается львом, которому она может разрывать пасть, либо
покрыта львиной шкурой.
У ног персонификации может быть изображён Самсон.
Соотносится со Св. евангелистом Марком.
Может быть также представлена в образе Геракла, Самсона, Юдифи или как
вооруженный всадник (рыцарь), например, у Дюрера.
Другие символы - камелия, карп, розовый куст с шипами.
Трезвость / Умеренность / Воздержанность / Рассудительность / Temperantia
/ Temperence - eng.
Представляется в виде женщины, переливающей жидкость из одного сосуда
в другой. Первоначально "Умеренность изображалась с двумя небольшими
кувшинчиками в руках, из одного очень экономно - капля по капле - капала
вода, а другой сохранялся в неприкосновенности". К эпохе средневековья
она связывалась главным образом с питием, и потому сосуды в её руках стали
означать разбавление вина водой. Эта трактовка, бытовавшая также в эпоху
Ренессанса, сделала постоянными и устойчивыми символами Умеренности аметист
и фиолетовый цвет. Своеобразным напоминанием о первоначальной образности
сосудов может служить частый атрибут этой добродетели - песочные часы,
призванные символизировать размеренную жизнь.
Нередко изображается всего один сосуд (кувшин) с горящим факелом, которые
олицетворяют собой сексуальную умеренность, подавленное вожделение: вода
тушит огонь вожделения. На этом образе построена интрига одного из сонетов
Шекспира: "… Любовь нагрела воду, но вода любви не охлаждала никогда".
Другой из частых атрибутов - вложенный в ножны меч эфес которого, перевязан
шнурком.
Но всё же наиболее распространенным атрибутом Умеренности является узда
(уздечка) для сдерживания нетерпеливых в её руке. При этом бывает, что
одно из поводьев (удило) закушено у неё во рту.
У ног персонификации можно обнаружить собаку над вылизанной до зеркального
блеска миской или Сципиона Африканского.
Соотносится со Св. евангелистом Лукой.
Может быть также представлена в образе Фабриция Лусцина - примера в умеренности
и воздержании у древних римлян.
Другие символы Умеренности - виноградные усики(?), голубь, верблюд и слон
как верховые животные, ветряная мельница. Несколько особняком стоит такой
её атрибут как очки. В "Аталанте убегающей" (1618) Михаэля Майера
говорится, что природа для ищущего алхимика является "поводырем,
посохом, очками и лампой". Его монокли (лат. perspicila - "видящий
насквозь") символизируют острый взгляд образованного искателя, отличающий
также Умеренность, которая отграничивает жизненно необходимое от излишнего.
Противоположный Умеренности порок - Гнев, который срывает с нее одежды.
Правосудие / Справедливость / Justitia / Justice - eng.
Иоанн со справедливостью.
Справедливость господствует в Серебряном веке (см. ВЕКА ЧЕЛОВЕЧЕСТВА).
В идеальном городе Платона именно справедливость регулирует действия граждан
- как в социальном, так и в индивидуальном плане, и она лежит в основе
гармоничного действия остальных добродетелей ("Государство",
4:427 и далее). Потому ренессансные гуманисты сделали Справедливость главенствующей
из четырех. По этой причине она изображается чаще других.
Фигуру Справедливости привычно было видеть в публичных зданиях, где действовал
закон.
Справедливость держала в одной руке меч, в другой весы,
Меч является символом ее силы и власти.
Весы правосудия, которые восходят к римской эпохе, символизируют ее беспристрастность,
как и завязанные глаза - символ, который, правда, введен только с XVI
века. (В других случаях в ренессансной аллегории завязанные глаза указывают
на отсутствие рассудительности и здравого смысла; см. КУПИДОН, ХРАБРОСТЬ,
НЕВЕЖЕСТВО. В античности же Справедливость была известна своим ясным взглядом.)
Художники эпохи барокко, которые стали рисовать ее с повязкой на глазах
(с к. 16 века) , хотели показать, что справедливость не поддается внешнему
впечатлению, как знак беспристрастия и неподкупности.
Когда Справедливость изображена среди других добродетелей на Страшном
Суде, у нее может быть по ангелу на каждой из чаш весов, один венчает
короной праведника, второй обезглавливает грешника.
С XVII века ее весы могут заменяться ФАСЦИЕЙ - римским символом власти.
Другие, менее традиционные ее атрибуты
книга законов;
- ДЕРЖАВА земной шар (ее мировое господство),
УГОЛЬНИК, ЦИРКУЛЬ и другие измерительные инструменты и
ЛЕВ (согласно одной из традиций, зодиакальный знак Девы, который стоит
между Весами и Львом, персонифицирует Справедливость).
Другие символы справедливости -
перо,
число четыре,
глобус,
нефрит,
математические и плотницкие инструменты,
лев,
скипетр и молния.
Справедливость может заключать в объятия Мир (с ГОЛУБЕМ),
согласно Псалму (85:10), "Правда и мир облобызаются".
Справедливость может спасать НЕВИННОСТЬ, которой угрожают дикие звери,
олицетворяющие пороки.
Купец, склоняющий чашу ее весов, означает продажную справедливость - указание
на нечестных торговцев.
Ее спутница, выдавливающая молоко из своих грудей, - Доброта, назначение
которой - смягчать справедливость.
У ее ног император Траян. а у ног ее стоял журавль на одной ноге, зажавший
камень в поднятой ноге. Он олицетворял бдительность, настороженность.
Раздаёт милостыню праведникам и карает грешников.
Справедливость - восьмая карта большого аркана Таро.
/// Два циркуля могут также символизировать такие добродетели, как благоразумие,
справедливость, воздаяние. Уильям Блейк в своей известной картине "Ньютон"
использовал пару циркулей как символ решимости ученых измерить мироздание.
Малые добродетели
Одна из малых добродетелей системы религиозной и светской аллегории,
Персонифицируются также и другие - малые - добродетели, которые "реже
встречаются в музеях и галереях, нежели на потолках и стенах, а также
в скульптуре церквей, общественных зданий и на надгробных памятниках"
и на ренессансных медалях, где они служат для репрезентации человека в
двух мирах.
Набожность
Её символическим растениям служил кипарис.
Кротость / Mansuetude
Изображается в виде женщины с агнцем, часто встречающаяся в средневековых
манускриптах и во французской готической скульптуре, где может противостоять
Злобе, изображаемой в виде хозяина, грубо обращающегося со своим слугой.
Выдержка
Олицетворяется сидящей на яйцах курицей.
Терпение
Широко представленная в циклах картин на тему "Добродетели и Пороки"
в средневековом искусстве, реже - в искусстве более позднего времени.
Олицетворяет женской фигурой с агнцем (возможно, он лежит на ее щите),
часто в сопровождении покрытого язвами Иова. В искусстве Ренессанса агнец
исчезает. В XIII веке ее атрибутом является вол (Париж: цикл Нотр-Дам).
Противоположный ей порок - Гнев, который может убивать себя (или ее) мечом.
Нередко изображается (вместе с Надеждой), поддерживающей человека, задавленного
бременем Времени (А. Янссенс, Музей изящных искусств, Брюссель).
В искусстве Ренессанса она может сидеть с агнцем на коленях, ее рука,
возможно, лежит на его голове.
Смирение / Humilitas
Одна из редких добродетелей в религиозной и светской аллегории, изображаемая
в виде женщины с агнцем, попирающей корону. Она может держать шар (державу).
Потупленный взгляд выражает ее умеренность. В XV веке у Смирения иногда
бывают крылья, которые, вместе с ее склоненной головой, указывают на идею,
что чем смиреннее ты есть, тем выше вознесется твой дух. Фигура Смирения
обычно-босоногая.
Известен появившийся в живописи Северной Италии XIV века сюжет Мадонна
Смирение, отличающийся тем, что Дева Мария сидит на земле (возможно -
на подушке). Средневековые теологи считали смирение зерном всех другие
добродетели, - идея, уместная в случае с Марией, от которой произрос Христос.
Образ Юдифи (в средние века - пример добродетели, побеждающей порок) также
может ассоциироваться со Смирением.
В готической скульптуре ей противостоит Гордыня, в виде падающего со своей
лошади наездника.
Скромность - следствие смирения символизируется голубем и кедром.
Послушание
В готическом искусстве фигуру Послушания сопровождает осёл с мельничным
жерновом. На ее щите изображен верблюд, опустившийся на колени. Ей противостоит
Непокорность (лат. - Contumacia) - фигура, носящая еврейскую коническую
шапочку и наносящая удар епископу.
Осел еще сохранялся в эпоху Ренессанса, но затем его заменило ярмо (иго)
христианской веры - образ, заимствованный у Матфея (11:29-30): "Иго
- мое благо".
Послушание, Бедность и Целомудрие - те три добродетели, которым посвящалась
монашеская жизнь, и вместе они являются в искусстве Францисканского ордена.
Твёрдость
Ее олицетворяет женская фигура в воинственной позе, держащая поднятый
дротик (иногда меч) и прислонившаяся к столбу (символ несгибаемости).
Реже у нее жаровня (медник) - аллюзия на твердость и терпение Муция Сцеволы.
Жертва, принесенная Муцием Сцеволой, считалась прообразом жертвы Христа.
Чистота и Целомудрие / Девственность / Castitas
См.тж.: Единорог; Три Грации.
Добродетель, имеющая как религиозные, так и светские аспекты.
В христианском искусстве это обычно аллегорическая фигура, закутанная
в покрывало, платок или вуаль; часто со щитом (защита от стрел желания)
или попирающая вепря, свинью или Сфинкса (символы похоти и распутства).
В готической церковной скульптуре фигура Целомудрия может держать пальмовую
ветвь как напоминание о девах-великомученицах. На ее щите может изображаться
феникс. В искусстве Ренессанса у Целомудрия может быть пара горлиц как
аллюзия на поверье о неразлучности пары этих птиц. Решето указывает на
легенду о деве-весталке Туккии. В христианском искусстве целомудрие олицетворяет
Дева Мария и её традиционный атрибут - лилии или ирисы. Иногда Младенец
Христос вручает какому-либо святому ветвь лилий как символ непорочности.
Лилия в этом значении является атрибутом Свв. Доминика, Франциска, Антония
Падуанского, Клары и Иосифа.
В светской аллегории Целомудрие олицетворяют Диана (Артемида), нимфа Дафна
из воздетых рук которой прорастают ветви лавра. Целомудрие может изображаться
связывающей по рукам и ногам Любовь (в образе Купидона) или борющейся
с нею. В последней теме стрелы из лука Любви отражаются и ломаются о щит
Милосердия. Мудрые девы /Мф 25:1-13/ могут изображаться в триумфе Целомудрия.
Традиционные символы целомудрия и девственности: синий и белый цвет, саламандра,
пчела, замок, огороженный сад, ветка боярышника, пальма, фиалки, полумесяц,
бриллианты, нефрит, жемчуг, сапфир, серебро, зеркало, слон, стена, решетка.
Наиболее известная аллегория - единорог.
Горностай, кроме белоснежного меха связывается с понятием чистоты через
поверье, что горностаи умирают, если их белая зимняя шубка запачкается.
Отделка мехом горностая одежды или головных уборов дворян, судей и магистров
символизировала моральную или интеллектуальную чистоту. При изображении
женской фигуры, - аллюзией на добродетель изображенной модели.
Плод каштана, находящийся в скорлупе, окружен шипами, но они не вредят
ему… "ибо эта добродетель побеждает все соблазны плоти, символизируемые
шипами".
Башня в качестве символа Целомудрия встречается в житиях Варвары и Данаи.
Покрывало - повсеместный символом отрешенности от внешнего мира, скромности
и добродетели.
Пояс (в том числе и пояс верности) также служит атрибутом Целомудрия.
Библейское происхождение этого значения восходит к древней практике изготовления
красивых поясов добродетельными женами, ставших символами их праведности
и целомудрия (Притчи 31). Пояс (кушак) в частности символизирует защиту
тела, а через символизм девственности обозначает также "защитные"
(нравственные) добродетели личности. Обеты целомудрия, бедности и послушания
символизируются поясом монахов, которые, возможно, происходят от кожаных
поясов пророков - знак смиренности и презрения к мирской суете.
Добродетели Целомудрия - Бедность и Послушание - образуют три обета монашеских
орденов и в таком качестве предстают вместе, особенно в искусстве францисканской
традиции. Одна фреска в Нижней церкви Сан-Франческо в Ассизи, приписывавшаяся
Джотто, показывает Целомудрие в молитве в прямоугольной башне, защищаемой
ангелоподобными фигурами Чистоты и Стойкости.
Согласие / Мир / Единодушие
В готической скульптуре в виде женщины с оливковой ветвью на щите, который
она держит. В поздний период фигура Согласия предстает в произведениях,
прославляющих большие государственные дела, такие, как окончание войны.
У этой фигуры Рог Изобилия (которое приходит с установлением мира). Два
голубя, обращенные друг к другу, указывают на мирные намерения обеих сторон.
Пучок стрел, подобно фасциям, означает силу, даваемую единением, связанный
сноп зерна имеет тот же смысл.
Согласию противоположен Разлад.
Гостеприимство / Странноприимство
В образе женщины с рогом изобилия, возможно, предлагающая его ребенку,
тем временем другой рукой она приглашает к себе путника странника (который
является Христом, радушно приглашаемым монахом, - сюжет, встречающийся
на монастырских фресках). Принимать чужих похвальнее, нежели добрых знакомых.
Неподкупность
В Древнем Риме тип добродетели, соединивший высокий общественный ранг
со скромным образом жизни и неподкупностью. Он изображается, особенно
в итальянской живописи барокко, за приготовлением репы. Иногда Курия Дентата
можно принять за Фабриция Лусцина за Цинцината.
Невинность / Невиновность
Сапфир традиционная наука о символах связывает с небесными добродетелями,
невинностью и любовью к истине.
В виде, молодой женщины с агнцем и порой умывающей руки - от фразы (ПС
26:6): "Буду омывать в невинности руки мои". Ее можно видеть
в ренессансных аллегориях Справедливости, которая спасает ее от пороков
в облике лютых зверей. (Гобелен, по картону Бронзино, Галерея дельи Арацци,
Флоренция.)
Среди других христианских добродетелей, особенности в убранстве средневековых
усыпальниц и надгробий. См.тж. "Клевета" Апеллеса (Невинность
предстает перед подкупленным судьей); Отец-Время.
Покаяние и прощение
Блудный, сын (Лк., 15:1-32). Притча учит добродетелям покаяния и прощения.
Бдительность.
Одна из добродетелей, требуемая от монархов и других общественных деятелей,
потому изображаемая главным образом в светской аллегории. Самым популярным
атрибутом, сопровождающим женскую фигуру Бдительности, является журавль
с камнем в клюве (эпоха барокко) или поднятой лапе… таким образом журавль
все время начеку. Реже у Бдительности могут быть светильники (фонарь,
лампа, звёзды) и ремень - чтобы заставлять школьника быть сосредоточенным
(бдительным) (Веронезе: палаццо дожей, Венеция).
Бдительность. Символами бдительности являются петух (особенно как флюгер),
гусь, сова, павлин (из-за "глаз" на его хвосте), лев, заяц,
собака и все животные-стражи, такие как змеи, драконы, грифоны и чудовища,
и т.п. На ренессансных медалях она изображается с драконами - стражем
Золотого Руна, или яблок Гесперид… вырезанные или нарисованные глаза.
[EMSY §§ 233, 241, 242, 251, 314].
Молчание
В христианстве персик с листком у черешка - добродетель сердца и языка,
добродетель молчания.
Группы аллегорий
Изобилие. Достаточные запасы продовольствия, обеспечивающие благополучие,
- это следствие мира, справедливости и хорошего правления. Потому аллегорическая
фигура Изобилия часто ассоциируется с другими такими добродетелями, которые
прославляют окончание войны.
Поиск Грааля,- это символ духовного приключения рыцаря, давшего обет бедности
и представлявшего тип идеального мужчины, обладателя трех добродетелей:
отваги, верности, целомудрия.
Зачатие Девой Марией Иисуса Христа толкуется в этом же символическом ключе,
как позднее и крестная смерть Спасителя. Ангел благовещения Гавриил в
этой связи получает осмысление как охотник, подкрепленный охотничьими
собаками, которых зовут "Вера, Любовь и Надежда" или, по основным
добродетелям, Истина, Справедливость, Мир и Милосердие; он загоняет "драгоценного
единорога" к Деве.
Добродетель в иных системах
Буддизм и Китай
Нефрит в китайской традиции олицетворяет целый ряд добродетелей:
моральную чистоту, справедливость, искренность, мужество, гармонию, преданность
и благожелательность.
Феникс (Фэн-хуан - одно из четырех священных существ), пятицветен, и символизирует
пять добродетелей: достоинства в войне, благородства в мирное время, храбрости,
надежности и великодушия.
"Четырьмя канатами" морали (добродетелями) были: неподкупность,
стыдливость, сознание долга и умение правильно соблюдать церемонии.
Ягнёнок бамбук у китайцев - символы сыновней добродетели.
В буддизме символом семи позитивных и непреходящих добродетелей
служит ваджра, а красная свастика олицетворяет беспредельное совершенство
добродетели сердца Будды
Масонство
Ступени лестницы учения суть и ступени возвышения, например, три ступени
с добродетелями умеренности, справедливости и доброжелательной любви к
людям.
Семь ступеней в системе высшей степени, также представленные в образе
лестницы, символизировали семь свободных искусств, семь возрастов человека,
равно как и "семь важнейших добродетелей"…
Таро
Сила
Справедливость
Умеренность
Шестой аркан (Возлюбленный) восходит к сюжету "Выбор Геракла".
Отшельник (9 - Мудрец) - мудрость, добродетель.
|
|