Пропустить навигацию.
Главная
Символика, геральдика, иконография

СИСТЕМА МЕР (КАНОН ПРОПОРЦИЙ) ТАЛА (TALA)

СИСТЕМА МЕР (КАНОН ПРОПОРЦИЙ) ТАЛА (TALA)

В Индуистской иконографии канон пропорций Тала используется для скульптурных и отлитых в металле изображений богов. Расстояние от макушки головы до нижнего края подбородка является единицей измерения системы мер и известно как Тала.

Каждая Тала дополнительно делится на двенадцать Ангула (Angulas), равной ширине пальца. Ангула, в свою очередь, делится на восемь Яв. Каждая из них равна ячменному зерну. В одной Яве — 8 Юх. Юха делится на 8 Ликш. По размеру ликша соответствует личинке блохи. Одна Ликша делится на 8 Балагр, или кончиков волос. Балагра делится на 8 Радж. Раджа делится на Параманы — минимальные единицы в этой системе измерений.

Обычно рост человека равен восьми Тала (Ашта-тала (Ashta-tala)). Основные божества имеют рост десять Тала (Даса-тала (Dasa-tala)), а второстепенные боги и богини — девятьТала (Нава-тала (Nava-tala)). Главные боги в их героическом и гневном аспектах могут иметь рост, равный двенадцати или четырнадцати Тала. Фигура в системе Панча-тала (Pancha-tala) имеет рост, равный пяти Тала.

Внутри каждой системы мер Тала образ может быть Уттала (Uttala) (наибольший размер), Мадхьяма (Madhyama) (средний размер), и Адхама (Adhama) (наименьший размер). Так, в Даса-тала, Мадхьяма включает 120 Ангула, Уттама — 124 Ангула, Адхама — 116 Ангула.

Лицо делится на три части: лоб, нос и далее до нижнего края подбородка. Каждая из этих частей должна равняться четырем Ангула, вся высота лица — двенадцати Ангула, составляющим одну Тала. Окружность головы равна 32 Ангула. Глаза помещаются на уровне ушей, длина бровей должна достигать четырех Ангула, их ширина — четверть Ангула. Прорезь глаз имеет длину два Ангула, такое же расстояние между глазами. Глаза женщины должны иметь высоту один Ангула. Глаза испуганных и плачущих равняются 1,8 Ангула.

Индуистский иконографический канон окончательно сложился в период правления Гуптов. Его правила и указания записаны в шилъпа-шастрах — сочинениях по изобразительному искусству и ремеслу. Трактат «Читралакшана» («Характерные черты живописи») дошёл до наших дней только в тибетском переводе. В нём подробно рассказывается о том, как надо изображать богов, людей и прочие существа.

Правила шильпа-шастр состоят из дхьян — стихов, посвящённых характерам богов, и лакшан — инструкций с указанием размеров, пропорций и форм, которые соответствуют дхьянам.