Пропустить навигацию.
Главная
Символика, геральдика, иконография

СИМВОЛЫ

СИМВОЛЫ

1.Акшамала
(Akshamala, англ. rosary)

Чётки, сделанные из бусин. Они могут быть также в вариации «рудракша»
(rudraksha) — в этом случае они ассоциируются с культом Рудры
(Rudra), или в вариации «камалакша» (kamalaksha) — ассоциируются
с культом Вишну. Индуистский Бог-Содатель Брахма также держит
в одной из рук четки. Он несёт их как образ Времени. Сарасвати,
супруга Брахмы, и Шива также несут их, как и другие божества.

Чётки также держат Буддийские божества. Beal рассказывает историю
о Бодхисаттве Акшьямани (Bodhisattva Akshyamati), к которому
Будда обратился таким образом: «Мир почитал Абсолют, позволь
мне теперь преподнести дар, Бодхисаттва Авалокитешвара (Bodhisattva
Avalokitesvara)». Сказав так, он предложил Бодхисаттве ценное
ожерелье. Бодхисаттва принял его и разделил на две части, одну
из которых он поднес Шакьямуни (Sakyamuni), другую — Будде Прабхутаратна
(Buddha Prabhutaratna). Четки — специальный символ Авалокитешвара
(Avalokitevara), Праджняпарамита (Prajnaparamita), Кунда (Cunda),
Бхрикути (Bhrikuti), Васудхара (Vasudhara) и других.

2. Чакра
(Chakra, англ. wheel)

Чакра, или колесо, символизирует вращение Мира, а также представляет
Колесо Учения. Также символизирует воздух (атмосферу).

В Буддизме чакра символизирует Колесо Закона, которое вращает
восемь времен, три трансформации, для каждой из Четырех Благородных
Истин. Колесо представлено восемью спицами, указывающими на
Восьмеричный путь спасения.

3.
Ситрон

(Citron, англ. seed)

Это «семя» (зерно) Мира.

4.
Данда

(Danda, англ. staff)

Жезл, булава. Если его держит Шива, то он имеет одно из двух
значений: Смерть или Учение Шивы.

5.
Гада

(Gada, англ. light, mace)

Булава, дубина, жезл. Олицетворяет «свет».
6.
Гаруда

(Garuda)

Символизирует человеческую душу, которая может мгновенно воспарить
в небо. Это дух, что охватывает тела всех созданий.

7.
Джата (Jata)

Джаты Шивы и Брахмы представляют разнообразие Брахмана.
8.
Каласа

(Kalasa, англ. vase), или Кумбха (Kumbha)

Сосуд. Индусы полагают, что в начале творения повсюду была Вода.
Земля вышла из Первобытной Воды. Брахма, Бог-Создатель, нёс
первобытную воду в сосуде. Каласа вляется также символом благоприятствия
и Божественной Матери.

В Буддистском пантеоне Каласа содержала амриту (amrita), или
Эликсир Жизни. Это специальный символ Бодхисаттвы Падмапани
(Bodhisattva Padmapani), Буддийского Бога-Создателя, также,
как и Майтрейя (Maitreya), Бхрикути (Bhrikuti) и других.

9.
Кхаджа

(Khadga, англ. sword)

Меч. Это символ просвещения. «Как меч разрубает узел, так разум
пронзает самые глубины Буддистского мышления». Это специальный
символ Манджушри (Manjusri). С помощью своего меча он разрушает
невежество.

10.
Кхетака

(Khetaka, англ. shield)

Щит. Он представляет Закон (Dharma), который защищает подобно
щиту.
11.
Нанди

(Nandi, англ. bull)

Буйвол (бык), на котором восседает Шива, символизирует Дхарму
(Dharma), или Нравственный Закон .

Нанди — счастливый. Он представляет силу и мужество, животную
природу в человеке. В храмах Шивы лежащий бык всегда располагается
перед главной святыней или прямо над ней, голова его повернута
в сторону божества, но не смотрит на него. Он представляется
как дживатман (jivatman), индивидуальная душа, животная природа
которой порвала с Богом, но Его милость притягивает индивидуальную
душу внутрь Бога.

12.
Падма

(Padma, англ. lotus)

Лотос выходит из пупка Вишну, олицетворяющего Мани (Mani) —
Землю. Лотос также символизирует воду и создание — символ Вселенной,
рождающейся из первобытных вод. Также является символом солнца.
В виде лотоса изображается энергия Кундалини.

Лотос имеет огромное значение в Индуистском и Буддистском пантеонах.
Он символизирует самосотворение. Вот почему в Индуизме Брахма
сидит на Лотосе. Когда Будда родился, он сделал семь шагов,
и немедленно цветы лотоса поднялись под его ногами. Будда всегда
«Свайямбхи» (Svayambhi), т.е. самосущий. Падма, или лотосный
пьедестал, указывает на божественность. Ади Будда (Adi Buddha)
проявляет себя в форме вспышек, возникающих из Лотоса. Лотос
также представляет Активный Женский Принцип, или, в Ваджраяне
(Vajrayana), женский половой орган.

13. Патра
(Patra, англ. bowl)

Буддистские монахи носят патра, или чашу, которую используют
для сбора подаяний. Индийская традиция получила этот символ
тогда, когда Будда закончил четыре недели затворничества (Buddha-hood).
Тапусса (Tapussa) и Бхаллика (Bhallika), два торговца Уккулой
(Ukkula) в Ариссе (Arissa), были предупреждены богом о том,
что к ним приближается Будда. Торговцы подошли к Будде и предложили
ему рис и сладкие (медовые) лепешки. Будда не мог принять пищу
в руки; тогда четыре бога принесли ему каменную чашу, из которой
он отведал дары.

Патра имеет форму полукруга. Она обычно держится в лежащих на
коленях руках.

14.
Пуштака

(Pustaka, англ. book)

Книга, состоящая из длинных и узких пальмовых листьев, или рукопись,
которая олицетворяет первопричину.

В
Буддийской традиции она предсталена священной книгой Трансцендентальной
Мудрости Праджняпарамита (Prajnaparamita). Полагают, что эта
книга была отдана Буддой для безопасного хранения Нагам (Nagas).
Нагарджуна (Nagarjuna) получил её обратно и на основе содержащегося
в ней учения создал школу Махаяна (Mahayana). Пуштака — символ
Манджушри (Manjusri), Кунда (Cunda), Праджняпарамита (Prajnaparamita)
и других. Индуистский Бог Брахма держит в одной из рук священный
манускрипт — символ мудрости.

15.
Тришула (Трисула)

(Trisula, англ. trident)

Трезубец. Представляет одно из двух:

1. Тройственные функции Бога — Создание, Защита, Разрушение;

2. Три атрибута, или гуны (gunas) — Саттва, Раджас и Тамас (Sattva,
Rajas, Tamas). Также именуется шула (sula).

16.
Ваджра (Vajra, англ. thunderbolt, diamond)

Молния, алмаз. Специальный символ Индуистского Бога Индры (Indra).
С молнией он разрушает врагов индуизма. Ваджрапани (Vajrapani),
Буддистский Бодхисаттва, также разрушает врагов Буддизма с ваджрой,
или молнией.

В
Мессопотамии боги держат двойной трезубец. В Индии это специальный
символ Шивы.

Северные буддисты верят, что Будда вырвал молнию у Индуистского
бога Индры и принял её как буддистский символ с небольшим изменением,
а именно — замкнув наконечники стрел. Ваджра Индуистских богов
имеет вид трёх стрел с прямыми наконечниками, которые отличаются
от наконечников Тибетских Ваджра. Тибетская вариация округла,
имеет четыре стрелы и замкнутые концы. Это дает ей видимость
бутона лотоса. Пятая стрела проходит через центр Ваджры, из
конца в конец, составляя пять стрел, представляющих пять составных
частей Дхьяни Будды (Dhyani Buddha). В Буддизме Ваджраяны (Vajrayana
Buddhism) ваджра становится символом лингама (linga), мужского
полового органа.

Ваджра означает «Алмаз» (diamond) — вечный. Он несгибаемый и
неразрушимый.
17.
Вьягхра-Чамара

(Vyaghra-Chamara, англ. tiger-skin)

Тигровая шкура. Она представляет Желание — Тришна (Trishna).

Рисунок: 
СИМВОЛЫ
СИМВОЛЫ
СИМВОЛЫ
СИМВОЛЫ
СИМВОЛЫ
СИМВОЛЫ
СИМВОЛЫ
СИМВОЛЫ
СИМВОЛЫ
СИМВОЛЫ