Пропустить навигацию.
Главная
Символика, геральдика, иконография

Пранава (ОМ, АУМ) (Pranava) изначальный звук

СИМВОЛЫ

Пранава (ОМ, АУМ) (Pranava)
изначальный звук

Пранава —- универсальный общепринятый символ индуизма. Все секты, культы и религиозные группы индуизма принимают его и поклоняются ему, в том числе буддизм, джайнизм и сикхизм.

OM — священный, «вечный слог», употребляемый в индуизме и буддизме во время религиозных церемоний, при чтении молитв, в начале текстов религиозного содержания. OM является символом высшей святости, Брахмана — Абсолюта индийской философии и Бога индуистской религии.

Символ OM имеет две формы выражения — комбинация звуков и графический знак. Графический символ OM состоит из трёх букв (одна буква на санскрите), над которыми изображён полумесяц с точкой наверху. По мнению Шри Виноба Бхаве, латинское слово «Omne» и санскритское слово «АУМ» образованы от одного корня, означающего «всё», и оба слова выражают понятия всеведения, вездесущности и всемогущества. Кроме того, можно перевести слог OM как «истинно», «да будет так».

Слово «АУМ» происходит от санскритского корня «ава», который имеет до девятнадцати различных значений. Анализируя эти значения в совокупности, можно истолковать «АУМ» как символ Силы, которая
— обладает универсальным знанием;
— управляет всей Вселенной;
— одна защищает от несчатий жизни;
— осуществляет желания верующих и карает неверующих;
— дает просветление.

Каждая биджа-мантра («семя-слог») имеет своё имя, которым следует пользоваться в разговоре, не произнося при этом самой мантры вслух. Такое имя слога OM в тантрической традиции — пранава. Оно образовано из корня «ну» — хвалить, и префикса «пра», означающего превосходство. Поэтому значение этого слова — «лучшая хвала», «лучшая молитва», «то, посредством чего Бог восхваляется наилучшим образом». Возможно также толкование: «тот, который непознаваем».

Во всех древних индуистских писаниях «вечный слог» OM подвергается глубокому осмыслению.

АТХАРВА-ВЕДА — Гопатхабрахмана рассказывает историю о том, как Индра при помощи OM побеждает демонов (символически описывается достижение человеком своей высшей природы посредством повторения OM).
ЯДЖУР-ВЕДА — призывает реализовать Брахмана посредством повторения и концентрации на OM.
КАТХА-УПАНИШАДА — провозглашает, что OM — сам Парабрахман.
МУНДАКА-УПАНИШАДА — «Взяв, как лук, великое оружие Упанишад, наложи на него стрелу (бана), заострённую медитацией. Натягивая лук мыслями, обращёнными на сущность Того, порази, мой друг, стрелой, словно цель, Непоразимого. Мистический слог АУМ — это лук. Стрела — это Я (Атман). Брахман — это цель. Проникнуть в Него может только сосредоточенный человек. Войди и пребывай в нём, как стрела в мишени» (II,2,3). Также она предлагает духовно устремлённым медитировать на единство Атмана (самости, личности) и Брахмана (Бога) посредством использования OM для джапы (повторения мантры на чётках).
МАНДУКЬЯ-УПАНИШАДА — слог OM означает различные состояния сознания: А — бодрствование; У — сон со сновидениями; М — сон без сновидений; а весь слог OM есть турья — наиболее совершенное состояние сознания (5-7).
ШВЕТАШВАРА-УПАНИШАДА — утверждает, что сосредоточение на слоге OM является способом достижения Брахмана (I,1-13).
БХАГАВАД-ГИТА — Шри Кришна говорит, что он есть OM среди слов,
и все религиозные ритуалы начинаются с повторения OM. Более того, если кто-либо преуспеет в повторении слога OM в момент своей смерти, размышляя при этом о Боге, то он может достичь высочайшей Реальности.
ЙОГАСУТРЫ ПАТАНДЖАЛИ — провозглашают, что пранава является символом Бога и посредством повторения OM и медитации на OM возможно достигнуть состояния самадхи.

Фактически OM включает в себя три самостоятельных звука (буквы).
Каждая из них по отдельности имеет собственное значение.

Некоторые толкования:

Буква А символизирует «начало», «рождение» (адиматва); У символизирует «развитие», «трансформацию», «движение» (уткарша); М — «распад» (мити). В целом олицетворяет энергию, управляющую процессами создания, развития и распада Вселенной, или самого Бога.

Слово АУМ ассоциируется с индуистской триадой богов. А соотносится с Брахмой, Творцом Вселенной; У — с Вишну, её Хранителем; М — с Шивой,
Разрушителем. Весь же символ считается обозначением Брахмана, из кото-
рого Вселенная эманирует, через которого растёт и созревает, и с которым в результате сливается.

Буква А символизирует состояние бодрствования (джаграта-авастха), буква У — состояние сна со сновидениями (свапна-авастха), а буква М обозначает состояние сна без сновидений (сушупта-авастха). Весь символ вместе с полумесяцем и точкой обозначает четвёртое состояние (турья-авастха), которое объединяет в себе три других и трансформирует их в состояние самадхи.

Буква А символизирует речь (вак), У — ум (манас), М — дыхание жизни (прана), а весь символ обозначает живой дух, который является лишь частью божественного духа.

Три буквы толкуются также как обозначения трёх измерений: длины, ширины и высоты, а весь символ представляет Божество, не знающее ограничений размеров и форм.

Буквы А, У и М символизируют отсутствие желаний, страха и гнева, а весь символ означает совершенного человека (стхита-праджа), чья жизнь утверждена в Боге.

Три буквы символизирут три рода: мужской, женский и средний, а весь символ обозначает все творения вместе с Творцом.

Три буквы обозначают три гуны, или качества: саттва, раджас и тамас, а символ в целом — гунатита (человек, преодолевший ограниченность
гун).

Три буквы обозначают три времени: прошедшее, настоящее и будущее, а весь символ — Творца, превосходящего ограничения времени.

Они означают также учение, преподанное соответственно матерью, отцом и гуру, а символ в целом представляет Брахма Видью — познание Я, бессмертное учение.

Буквы А, У и М обозначают три ступени йоги — асану, пранаяму и пратьяхару, а весь символ воплощает самадхи — цель, к которой ведут эти три ступени.

Три буквы представляют собой мантру «Тат твам аси» («То есть ты»), или осознание божественности внутри себя. Весь символ воплощает это осознание, освобождающее человеческий дух от ограниченности тела, ума, интеллекта и эго.

Индуистская концепция мироздания, излагаемая в священных писаниях, може быть коротко сформулирована следующим образом:

1) Создание не является линейным процессом, начинающимся и заканчивающимся в некоторых точках во времени — это циклический процесс, продолжающийся вечно;
2) Бог создает этот мир из самого себя, то есть Он одновременно является и объектом, и субъектом создания;
3) Перед началом любого отдельного цикла создания Он произносит Ведические слова, обозначающие отдельные аспекты и формы существования, после чего создает их материальные воплощения.

Таким образом провозглашается, что имена (нама) предшествуют формам (рупа). Имена состоят из букв, которые есть звуки. Все звуки содержатся внутри OM, и всё творение исходит из базовой матрицы всех звуков — OM. Таким образом, Бог и ОМ тождественны, или, по крайней, мере ОМ — наилучший символ Бога. Бог един. Мудрецы называют его различными именами. Все имена исходят из единого источника всех звуков — OM. Таким образом, OM содержит в себе все имена Бога, он — наилучшее имя Бога.

Димешвар Рам Авадхута.
Тантра. Постижение высшей реальности.

«В тантрической традиции биджа-мантра OM — самый могущественный звук, источник мантр и ключ к Реализации. Он состоит из трёх звуков: А-У-М, которые символизируют три функции по отношению ко вселенной: А — творение (Божество — Брахма), У — поддержание (Вишну) и М — разрушение (Шива). О мантре OM говорят как о царе всего звучащего, матери вибраций, квинтессенции всего космоса, ключе к вечной мудрости и силе. Пранава является изначальным звуком, из которого рождается вся вселенная, которым она поддерживается и в который она входит после растворения.»

Свами Вивекананда.
Бхакти-йога.
«Мантра; «ОМ»; Слово и мудрость».

«В космическом плане Брахма, или Хираньягарбха (Золотой Зародыш), или космический ум — Махат, сначала проявляет себя в виде имени, а уже потом принимает форму, становится вселенной. Вся проявившаяся, чувственно воспринимаемая вселенная, есть форма, за которой стоит вечный, невыразимый спхота, субъект проявления, в виде Логоса, Слова. Вечный Спхота, вечный базовый материал всех идей или имён, и есть та энергия, через котрую Бог творит Вселенную, точнее, Он вначале есть спхота, а затем выражает себя через более конкретную, чувственно воспринимаемую вселенную. Спхота может быть обозначен одним единственным словом, и это слово — OM. Поскольку никаким анализом невозможно разделить слово и идею, то OM и вечный спхота неразделимы, поэтому можно предположить что вся Вселенная сотворена из вечного OM, самого священного изо всех священных слов, праматери всех имён и форм. Однако можно сказать, что при всей неразделимости слова и мысли, одна и та же мысль выразима несколькими словесными символами, а значит, не обязательно, чтобы слово «OM» выражало именно ту идею, которая дала начало проявлению всей вселенной. На это мы отвечаем: только OM может
быть всеобъемлющим символом, и равных себе он не имеет. Спхота — материал для всех слов, однако это не есть определённое слово в полностью раскрывшемся виде. Или: если убрать все различия между всеми словами, то оставшееся и будет спхота, вот почему спхота носит наименование Нада-Брахма, Звук-Абсолют.

Поскольку любой словесный символ предназначен для выражения невыразимого спхота, то по мере своего усложнения он должен всё дальше отходить от спхота, а наиболее обобщённый символ, который в то же время наилучшим образом выражает его природу, будет ближе всего к спхоте, и это может быть OM и только OM: три звука, составляющие его — А, У, М, произносимые как OM, могут рассматриваться в виде обобщённого символа всех возможных звуков. Звук А является наименее расчленённым, поэтому и говорит Кришна в «Гите»: «Я есть А среди всех звуков». Все звуки артикулируются в пространстве между корнем языка и губами, A — это горловой звук, М — чисто губной, в то время как У точно воспроизводит процесс артикуляции от корня языка до губ. Правильно произнесённый OM представляет весь процесс артикуляции, чего не может сделать ни одно другое слово, в силу чего OM есть наилучший символ спхоты, который является подлинным значением OM. А так как символ никогда не может быть отделён от символизируемого, то OM и спхота едины. А так как спхота — это тонкая часть проявившейся вселенной и стоит ближе к богу, являясь по сути первым проявлением божественной мудрости, то OM есть подлинный символ Бога... OM выражает акханду, нерасчленённый Абсолют...»

Существут мула-мантры, или «коренные», основные мантры для той или
иной традиции. Каждое из основных божеств имеет свои мула-мантры.

Мула-мантра Шивы — ОМ НАМАХ ШИВАЙЯ.
Мула-мантра Вишну — ОМ НАМО НАРАЙЯНАЙЯ.

Мула-мантры обладают огромной силой и повторяются как основные поклонниками соответствующих традиций.

Рисунок: 
Пранава (ОМ, АУМ) (Pranava) изначальный звук