Пропустить навигацию.
Главная
Символика, геральдика, иконография

ХАСТЫ И МУДРЫ (HASTAS, MUDRAS)

ХАСТЫ И МУДРЫ (HASTAS, MUDRAS)
жесты и положения рук


Абхайя-мудра
(Abhvaya)

Жест, обозначающий Одобрение («подойди ко мне без страха») и
Гарантию Безопасности — в стоячей или сидячей позе. В этом положении
рука согнута с локте и поднята, ладонь повернута вперед, от
лица, пальцы вытянуты вертикально вверх.

Анджали-хаста
(Anjali)

Положение рук, обозначающее Приветствие и Почитание. В этом
положении ладони рук сложены в форме пустого углубления между
ними — совочка, пальцами вверх. Руки сложены таким образом у
груди и держатся параллельно земле.

Буддашрамана
(Bhuddhasramana)

Положение руки, обозначающее Приветствие. Рука держится на уровне
головы, ладонью вверх, все пальцы совершенно вытянуты.
Это мудра Васудхара (Vasudhara) и Ушнисавиджайа (Usnisavijaya).

Бхуспарса,
или Бхумиспарса-мудра
(Bhusparsa, Bhumisparsa)

Положение «Касающийся Земли», знак клятвы Землей. В этой позиции,
в сидячей позе, правая рука находится над правым коленом. Левая
рука, вытянутая вниз (все пальцы также направлены вниз), касается
лотосового пьедестала. Это характерная поза Гаутама (Gautama)
и Акшобхья (Aksobhya), одного из пяти Дхьяни Будд (Dhyani Buddhas).

Бхутадамара
(Bhutadamara)

Положение рук, внушающее Благоговейный ужас. В этом положении
запястья перекрещены напротив груди. Это одна из мудр Ваджрапани
(Vajrapani).

Ваджрахумкара
(Vajrahumkara)

Она символизирует Всевышнего или Вечного Будду. Запястья пересекаются
на груди и держат молнию и колокольчик (ваджра и гханта).

Варада,
или Вара
(Varada или Vara)

Поза рук, символизирующая Наделение Милостью, или Благом. Левая
рука вытянута вниз с раскрытой вперёд ладонью.

Висмайя
(Vismaya)

Выражает Изумление и Удивление, Гордость и Восхищение. Рука
поднята до уровня лба, кисть руки обращена к зрителю тыльной
стороной, пальцы раскинуты на манер веера.

Витарка-мудра
(Vitarka)

Мудра Спора, Увещевания, Напоминания и Предупреждения; средний
и большой пальцы правой руки соприкасаются, указательный выпрямлен
вверх, безымянный согнут.
Или указательный и большой пальцы
соприкасаются, образуя кольцо. Истальные пальцы вытянуты вверх.

Данда
или Гаджа-хаста
(Danda-hasta, Gaja-hasta)

Положение «жезла», или «хобота слона». В этом положении рука
и кисть выброшены поперек груди и держатся прямо подобно жезлу
(данда) или хоботу слона (гаджа).

Джняна-мудра
(Jnana-mudra)

В этом жесте концы среднего и указательного и большого пальцев
соединены вместе и раположены около груди, ладонь повернута
внутрь.

Дхармачакра
или Правартана-мудра
(Dharmachakra, Pravartana)

Поза руки, проповедующая Закон. Она символизирует провозглашение
учения «Колеса Закона». При сидячей позе согнутые кольцом указательный
и большой палец правой руки изящно соприкасается со средним
пальцем левой, руки расположены напротив груди, левая рука прикрывает
правую. Это мудра Гаутамы (Gautama), Дхьяни Будда Вайрокана
(Dhyani Buddha Vairocana) и Будды Майтрейя (Buddha Maitreya)
— Будды будущего.

Дхьяна,
или Самадхи-мудра
(Dhyana, Samadhi)

Означает познание истины в состоянии глубокой медитации. При
сидячей позе кисти рук положены одна на другую ладонями вверх
и покоятся на скрещенных ступнях. Также зовется Йога-мудра (Yoga-mudra).

Йога-мудра
(Yoga-mudra)

При сидячей позе кисти рук положены одна на другую ладонями
вверх и покоятся на скрещенных ступнях. Это жест медитации и
также известен как Дхьяна-мудра (Dhyana-mudra).


Карана-мудра
(Karana-mudra)

Картари,
или Катари-хаста
(Kartari-hasta)

В этой позе кисть держится на уровне плеч. Большой и безымянный
пальцы образуют кольцо, указательный и средний пальцы выпрямлены
вертикально и раздвинуты, выглядят при этом подобно рогам оленя,
символом которого может считаться эта хаста.

Катака-хаста,
или Симхакарна-мудра

(Kataka-hasta, Simhakarna-mudra)

Концы пальцев соединены с большим пальцем в форме кольца. Предназначена
для того, чтобы ежедневно вставлять свежие цветы в руку бодества
для созерцания.


Катьяваламбита-хаста
(Katyavalambita)

Это положение покоя. Рука (от кисти до плеча) опущена свободно,
кисть расположена на талии. Также называется Кати-хаста (Kati-hasta).

Кшепана
(Ksepana)

Это жест для разбрызгивания амброзии. В данном положении рук
кисти соединены ладонь к ладони, концы указательных пальцев
соприкасаются и направлены вниз в сторону сосуда, содержащего
нектар. Это мудра Намасангити (Namasangiti).

Лола-хаста
(Lola)

Cвободно свисающая рука в позе раскачивания, её изгиб в локте
и кисть напоминают форму коровьего хвоста.

Намаскара
мудра
(Namaskara)

Это позиция Поклонения и Молитвы. Две руки держатся напротив
груди, ладонь к ладони, в позиции молитвы.

Патака
мудра
(Pataka)

Жест простертой руки, словно несущей знамя — мудра победы.

Симхакарна-мудра
(Simhakarna-mudra)

Смотри Катака-хаста.

Сучи-хаста
(Suchi-hasta)

Увещевание, Напоминание и Предупреждение; средний и большой
пальцы правой руки соприкасаются, указательный выпрямлен вверх,
безымянный согнут.

Тарджани
(Tarjani)

Указательный палец указывает на объект, находящемся вверху.
Она также используется для выражения Предостережения и Наказания
кого-либо.

Тарпана-мудра
(Tarpana)

Поза Уважения и Почтения. Рука держится на уровне плеч. Ладонь
повернута к груди, пальцы слегка изогнуты, кончики пальцев направлены
в сторону плеч. Это мудра Намасангити (Namasangiti).

Уттарабодхи
(Uttarabodhi)

Это поза Совершенства. В ней все пальцы сплетены, ладони соединены
вместе, концы больших и указательных пальцев соединены и вытянуты
вверх.

Харина-мудра
(Harina-mudra)

В этом положении кольцо образуется соединением большого пальца
со средним и безымянным пальцами. Указательный и мизинец держатся
прямо.

Чин-мудра
(Chin-mudra)

В этой позиции концы большого и указательного пальцев соединены
друг с другом в форме кольца, в то время как остальные пальцы
держатся открытыми. Ладони обращены вверх. Это позиция Учения,
или Изложения учения. По этой причине она также зовется Вьякхьяна-мудра
(Vyakhayana-mudra), или Сандаршана-мудра (Sandarsana-mudra).

Шанти
(Santi)

Подобна Абхайя.

Рисунок: 
ХАСТЫ И МУДРЫ (HASTAS, MUDRAS)
ХАСТЫ И МУДРЫ (HASTAS, MUDRAS)
ХАСТЫ И МУДРЫ (HASTAS, MUDRAS)
ХАСТЫ И МУДРЫ (HASTAS, MUDRAS)
ХАСТЫ И МУДРЫ (HASTAS, MUDRAS)
ХАСТЫ И МУДРЫ (HASTAS, MUDRAS)
ХАСТЫ И МУДРЫ (HASTAS, MUDRAS)
ХАСТЫ И МУДРЫ (HASTAS, MUDRAS)
ХАСТЫ И МУДРЫ (HASTAS, MUDRAS)
ХАСТЫ И МУДРЫ (HASTAS, MUDRAS)
ХАСТЫ И МУДРЫ (HASTAS, MUDRAS)
ХАСТЫ И МУДРЫ (HASTAS, MUDRAS)
ХАСТЫ И МУДРЫ (HASTAS, MUDRAS)
ХАСТЫ И МУДРЫ (HASTAS, MUDRAS)
ХАСТЫ И МУДРЫ (HASTAS, MUDRAS)
ХАСТЫ И МУДРЫ (HASTAS, MUDRAS)
ХАСТЫ И МУДРЫ (HASTAS, MUDRAS)
ХАСТЫ И МУДРЫ (HASTAS, MUDRAS)
ХАСТЫ И МУДРЫ (HASTAS, MUDRAS)
ХАСТЫ И МУДРЫ (HASTAS, MUDRAS)
ХАСТЫ И МУДРЫ (HASTAS, MUDRAS)
ХАСТЫ И МУДРЫ (HASTAS, MUDRAS)
ХАСТЫ И МУДРЫ (HASTAS, MUDRAS)
ХАСТЫ И МУДРЫ (HASTAS, MUDRAS)
ХАСТЫ И МУДРЫ (HASTAS, MUDRAS)