Пропустить навигацию.
Главная
Символика, геральдика, иконография

ГАНЕША (GANESHA)

ГАНЕША
(GANESHA)

ГАНЕША
(санскр. — «Предводитель группы»), поздний по времени формирования
(не ранее середины I тысячелетия от Р.Х.), но исключительно
популярный персонаж индуистской мифологии шиваитского круга.

Слово
«Ганапати» (Ganapati) в Риг Веде означало «дважды» и не имело
отношения к Ганеше, а приписывалось Брихаспати (Brihaspati).
В Х Мандале (Mandala) «Ганапати» использовалось при описании
Индры. Майтраяни Самхита (Maitrayani Samhita) упоминает, однако,
Ганапатьев (Ganapatyas), то есть почитателей Ганапати. К Ганапати
также обращались как к Хастимукхе (Hastimukha), Данти (Danti).

В
поздневедический период эпитет «Ганапати» (тождественный по
значению «Ганеше») принадлежал изначально самому Рудре-Шиве
как божеству, неизменно окруженному свитой (Тайттирия-самхита
(Tayttiria-Samhita)).

Тайттрийя
Араньяка (Taittriya Aranyaka) и Нараяна Упанишада (Narayana
Upanishada) обращаются к Ганапати как к Вакратунде (Vakratunda)
и Данти (Danti). В Ганеша Атхарва-ширше (Ganesha Atharva-shirsha)
— как к Экданте (Ekdanta), Вакратунде и Данти.


Манава-Грихья-Сутра (Manava-Grihya-Sutra) повествует о четырех
типах Винайака (Vinayakas) (недоброжелательные формы Ганеши).
Когда человек одержим одной из них, он ведёт себя как сумасшедший,
видит дурные сны. Принцы при этом отказываются от своих титулов,
девушки отказываются от замужества, замужние женщины отказываются
иметь детей, наставники и учителя забывают все свои знания.
Некотрые магические формулы предписывались для рассеяния зла,
причинённого Винайяка.


В Баудхаяна-Дхарма-Сутре (Baudhayana-Dharma-Sutra) к Ганапати
обращаются как к Вигхне (Vighna), Винайаке (Vinayaka), Стхуле
(Sthula), Хастимукхе, Вакратунде, Экданте и Ламбодаре (Lambodara).

В
Яджнуайялкья-смирити (Yajneyayalkya-smriti) Винайяка назначается
владыкой Гана (Ganas). Его функция — создавать препятствия в
исполнении жертвоприношений. Его мать Амбика-Парвати (Ambika-Parvati).
Умиротворить его очень трудно.

Боги
Шиваитов (Saivite) возможно имели неарийское происхождение и
решительно противопоставлялись Арийскому культу, или являлись
обожествленными в дальнейшем вождями неарийских племен. Со временем
они перестали представлять опасность для культа Яджнья (Yajnya)
и потеряли связь с разрушением Яджнических (Yajnic) жертвенников.
Две культуры объединились. В процессе объединения неарийские
божества были поглощены культом Ариев, а характер чуждых богов
изменился и приобрел благие черты.


В ходе ассимиляции в культ Ариев характер Ганеши изменился.
Из перовначально злобного и неблагоприятного божества он стал
благим. Показателем этого служит тот факт, что любая церемония
должна начинаться с обращения к нему. Обучение индийских детей
начинается с «Шри Ганешайя Намах» («Шри Ганешайя Намах»). Его
образы находятся в домах, храмах и т.д.


Ранние изображения бога не были приятны. Его слоновья голова
Хаста-мукха (Hasta-mukha) описывалась как кривая (Вакратунда)
и имеющая только один бивень (Экданта). Он Ламбодара, или Гхатодара
— то есть имеет отвисший живот, толстобрюхий, он Вигхнеша —
Владыка препятствий.

В
эпосе и пуранах Ганеша является сыном Шивы и Парвати, братом
Сканды (Skanda), возглавляет свиту божеств Ганов (Ganas), окружающих
Шиву, и носит также имя Ганапати (Ganapati) — «владыка Ганов».

Версии
рождения Ганеши.

Вараха-Пурана
(Varaha-Purana) — Боги обратились к Шиве с просьбой создать
бога, который препятствовал бы свершению злых деяний, и Ганеша
возник из сияния величия Шивы.

Брихаддхарма-Пурана
(Brihaddharma-Purana) — после появления на свет Сканды Шива
отказывался «предаваться любовным ласкам» ради появления потомства,
но Парвати страстно желала сына. Разгневанный Шива свернул полу
одеяния богини и подал ей в руки: «Вот тебе сын, Парвати». —
«Как может этот кусок ткани заменить мне сына?» — возразила
она. Но в этот момент она случайно прижала свёрток к своей груди,
и он чудесным образом ожил.

Версии
появления слоновьей головы.


Брихаддхарма-Пурана (Brihaddharma-Purana) — после рождения Ганеши
все боги были приглашены на праздник, на котором каждый мог
взглянуть на младенца. Почести Парвати и её сыну не воздал только
Шани (Sani), так как он был проклят своей супругой за пренебрежение
ею и от его взгляда гибло всё, на что падал взор бога. Парвати,
несмотря на предупреждение Шани, попросила его взглянуть на
своего сына. Как только Шани посмотрел на Ганешу, голова младенца
отделилась от тела и упала на землю. Воскресить младенца не
удалось даже Шиве. Тогда с небес раздался голос Брахмы, который
повелел «приставить» к плечам Ганеши голову того, кто «спит
лицом к северу». На поиски головы был отправлен слуга Шивы Нандин
(Nandin), который после долгих странствий пришёл в столицу небесного
царства Амаравати (Amaravati). У ворот города он увидел Айравату
(Airavata), слона Индры, лежащего головой на север. Победив
в сражении с Индрой, Нандин отсек голову слону и вернулся к
Шиве. Юный бог ожил и по велению Шивы стал во главе Ганов (сонмов
слуг Шивы), получив от Брахмы имя Ганеша — «Владыка Ганов».
Индра пришёл с покаянием к Шиве, и в знак прощения Шива велел
бросить тело обезглавленного слона в океан, чтобы тот обрёл
новую голову, после чего воскресший Айравата вернулся к Индре.

По одной из легенд голову сыну отрезал сам Шива, разгневанный
на то, что Ганеша не пустил его в покои Парвати. После, чтобы
утешить супругу, приставил к туловищу голову находившегося рядом
слона.

Вараха-Пурана
(Varaha-Purana) — Ганеша потерял голову из-за проклятия Парвати,
недовольной его появлением на свет.

Версии
потери бивня.

Согласно
одной версии, Ганеша лишился одного бивня за добросовестное
исполнение своих обязанностей сторожа, не пустив на сей раз
брахмана Парашураму (одна из аватар Вишну) в покои Шивы, и Парашурама
отсёк ему один бивень своим топором.

По
другой версии Ганеша сам использовал один бивень в качестве
оружия, отломив его и поразив великана Гаджамукху (Gajamukha
(Слоноволикий)), который превратился после этого в крысу, ставшую
впоследствии ваханой Ганеши.

У
Ганеши было короткое тело и толстый живот. Брахма повелел поминать
его имя прежде имен других богов. Богиня мудрости Сарасвати
подарила Ганеше перо и чернила, и он стал богом учёности. Кроме
того, Ганеша стал покровителем купцов и путешественников и получил
брахманское достоинство. Он всегда сидит на крысе, которую ему
в вечное услужение дала богиня земли Притхиви. Для того, чтобы
небесных обителей достигали только истинно преданные Шиве, Ганеша
стал изобретать препятствия для людей, помрачая их разум и заставляя
стремиться к богатству и сиюминутным наслаждениям.

Хотя
Ганеша является предводителем низшего пантеона в услужении Шивы,
он почитается прежде всего как божество мудрости, успешных начинаний
и устранения препятствий. Ганешу призывали и призывают до сих
пор в помощь при начале любого дела, с обращения к нему начинаются
многие сочинения на санскрите (ему посвящена и отдельная Ганеша-пурана).
Изображения и храмы Ганеши исключительно популярны, особенно
на юге Индии. В многочисленных храмах, посвященных Ганеше, особо
отмечается четвёртый день светлой половины месяца — чатуртти
(chaturtti), а в месяце бхадра (bhadra) (август-сентябрь) в
Махараштре праздник Ганеши отмечают в течение десяти дней.


Иконография Ганеши.

Ганеша
изображается с человеческим туловищем красного или жёлтого цвета,
с большим шарообразным животом, с головой слона, имеющей один
бивень.

Вахана
— крыса.


Четырехрукий — держит боевой топор (парашу) или стрекало (анкуса),
ароматные сладости ладдус (laddus), слоновий бивень и лотос
(падма).

Рисунок: 
ГАНЕША (GANESHA)
ГАНЕША (GANESHA)
ГАНЕША (GANESHA)